В Центральной Америке в доколумбовый период ее истории значительная часть космоса воспринимается как большой комплекс круговых путей, природных и космических потоков, по которым движется и человеческое общество, и боги.
Древние мексиканцы считали, что все существа на земле уже при сотворении были во власти этих сил и что все творения обязаны этим силам своей природой.
История творения разделяется на два периода: первый, когда боги ведут спокойное существование и бездействуют, и следующий, когда боги развивают бурную активность. Границу этих двух периодов знаменует появление солнца на горизонте. При восходе солнца боги умирают, и их смерть порождает все живое в мире. Таким образом, солнце почитается владыкой творения, поскольку его появление вызвало рождение мира вследствие смерти богов.
Боги Америки умирали, но не исчезали из мира, а переходили из божественной сферы в земную. Сама их сущность умерла в ходе творения, поскольку сделалась главной составляющей сотворенных существ, иначе говоря, «их душами». А многообразие земного мира обусловлено не чем иным, как многообразием мира божеств. Превыше смертной оболочки земных творений была их сущность, она жила, разделялась, переходила от одного индивидуума к другому, что обеспечивало преемственность существующих форм. Таким образом, передавалась неизменная сущность каждого вида живых творений.
Боги доколумбовой Америке
Они сильно различаются между собой, отчего, очевидно, и мир получился столь многообразным. Основополагающие различия между божествами восходят к разделению богини Чипастли.
Боги Америки, возникшие из верхней части ее тела, горячи, сухи, светлы; возникшие из нижней части –
- холодны,
- влажны,
- темны.
На самом деле боги составлены из холодных, темных и влажных веществ и из светлых и сухих веществ, взятых в разных соотношениях. Эта божественная материя может делиться, возвращаться к своему истоку, ее составляющие могут снова разделяться и сливаться, образуя новое божество.
Так, Кецалькоатль занимает место в мире богов и в то же время присутствует в многочисленных земных личностях, составляя их сущность. Божество должно было оживлять все сущее, и божественные субстанции вступали в игру взаимодействий, уходя из одних вместилищ и заполняя другие. Свойства их сочетались или входили в противоречие, в зависимости от совместимости.
Все творения, божественные или земные, происходят от одной первоначальной богини, чье тело состояло из двух частей и держалось на столпах. Когда из тела Чипастли были сотворены небо и земля, эти четыре столпа стали путями богов. Встреча «верхних» богов с «нижними» была прегрешением, благодаря которому возникло Время.
Тлалокан и Тамоанчан – нижняя и верхняя части мироздания – связаны с зарождением и предназначением различных веществ. Говоря о Тлалокане и Тамоанчане, мы возвращаемся к разговору о незримом ходе веществ, творящих природу.
В рассказе о прегрешении богов Тамоанчан представлен как место и в то же время источник творения. В качестве места творения он подразделяется на область первого момента творения и другую область, где процесс творения непрерывен, поскольку начальный акттворения повторяется в повседневной жизни, – в частности, это верно по отношению к роду человеческому, потому что дети сотворены еще до того, как им суждено снизойти во чрево матери. Тамоанчан – это не только верхняя часть мира, но и мир мертвых.
Есть всеобщее разделение мира, где изобилуют противостоящие пары; прежде всего это оппозиции
- смерть/ жизнь,
- холод/жар,
- женское/мужское,
- вода/огонь и
- дождливый/сухой сезон.
Это разделение зависит от скрытой природы вещей, от того, какую сущность обрели разные виды живых творений на заре мира.
Сущность – божественная материя, она разделима, может объединяться с другими сущностями или отделяться от них. Поскольку различные составляющие божественной сущности могут разделяться, божество может размножиться и образовать разных богов, которые отличаются друг от друга, хотя все происходят от одной и той же божественной сущности. Так, отражения бога-творца человеческого рода приобретают вид богов-творцов различных разновидностей людей.
Как мы уже видели, боги Америки начала мира умерли при начале творения – чтобы превратиться в Солнце и Луну, чтобы одарить солнечное светило способностью движения, чтобы изменить свою природу под властью нового Солнца и наполнить мир недолговечными существами, наконец, чтобы стать покровителями людей.
С тегами: книги легенды обучение религия саморазвитие эзотерика