Брак претерпевает коренные изменения. Эти изменения проявляются во всех странах в форме распада брака и семьи, поскольку с распадом брака как производственного сообщества семья утрачивает свою прочную основу. Возникает новый тип брака. Роль брака и семьи претерпевает изменения, новые отношения между полами ищут своего выражения и формы. Пока что намечаются лишь их общие очертания. Изменения происходят в различных социалистических странах по-разному и с различной интенсивностью. Но, несмотря на все различия и противоречия, можно уже отчетливо видеть, что брак все в большей степени приобретает личный, индивидуальный характер, свободный от каких-либо привходящих мотивов и соображений.
Современный образ жизни, нивелирующий личность, воспитание отдельной личности, точно так же он противопоставляет существующему в этом обществе браку как потребительскому союзу свое представление о нем как о связи, основанной на любви и воспитании, представление о семье как ячейке цивилизованной нации.
Становление новых норм поведения человека, совершенно новых форм взаимоотношений мужчины и женщины в рамках семейного союза нашло свое отражение в Семейном Кодексе РФ.
Брак по взаимной склонности стал развиваться в XIX веке в среде рабочих. Поскольку представителю этого класса нечего было наследовать, у него не было иного мотива для заключения брака, кроме собственной склонности.
Таким образом, наиболее заметное изменение претерпела Форма заключения брака: молодых людей не женят, а девушек не выдают замуж, они сами выбирают себе партнера и идут регистрировать свой брак, руководствуясь лишь своим собственным желанием. Все зрелые в половом отношении молодые люди имеют право вступать в брак, между тем как столетие тому назад для этого требовалось наличие земельного участка или мастерской и квалификация мастера. Прежде чем идти к священнику, необходимо было тем или иным путем добиваться согласия на брак.
Развод, ставший нормальным общественным явлением в конце XIX века в связи с установлением гражданского брака, был прежде своего рода запасным вентилятором, корректировавшим ошибки представителей старшего поколения, которые выбирали и сводили супружеские пары. В наше время развод – это вентилятор для исправления ошибок молодого поколения, которое вступило в брак по собственному желанию. Мы все еще находимся в стадии перехода от старого брака к новому, особенно от старых, традиционных представлений о нем к новым. Разводы являются, в частности, отражением этого положения, они исправляют наставления родителей или родственников, а также собственные решения молодых супругов. И наконец, они – следствие и отражение недостаточной подготовки молодежи к семейной жизни.
Не проходит и дня, чтобы наши суды не занимались рассмотрением дел о расторжении браков. Создается впечатление, что бракоразводные процессы столь же характерны для современной жизни, как автомобиль и самолет. Хотя законодательство по вопросам семьи и брака, опирающееся на новые общественные отношения, эффективно противодействует этому явлению, тем не менее, и у нас число разводов все еще достаточно велико (к тому же они еще не дают исчерпывающей картины расстроенных браков). Художественная литература уже в течение нескольких десятилетий пишет о непрочности современных браков, которая стала обнаруживаться на примере жизни двух последних поколений.
Август Бебель приводит следующие данные. В Швейцарии число разводов в год возросло с 900 в 1891 году до 1300 в 1906 году, в Австрии – с 1000 в 1899 году до 2150 в 1905 году, в Вене – с 148 в 1871-1872 годах до 319 в 1878-1879 годах. Далее он пишет: «Однако в Вене – городе с преимущественно католическим населением – расторжение брака сопряжено со значительными трудностями; тем не менее, в конце восьмидесятых годов один венский судья пришел к выводу, что жалобы на разбитые семьи приходится слышать так же часто, как на разбитые оконные стекла». Новые данные показывают, что этот процесс продолжал развиваться.
Литература последних двух поколений полна описаний семейных трагедий. В конце XIX века в ней усиливается критика брака. После первой мировой войны в ней уже слышатся ноты отчаяния. Например, Артур Шницлер в своей драме «Хоровод» описывает полное разложение морали.
С тегами: любовь мужчина отношения семья