Говоря о практике православного благочестия, для начала необходимо пояснить, что же собой представляет понятие благочестия в принципе. Ведь, если попросить троих православных христиан, чтобы они дали определение этому понятию, то, скорее всего, в ответ мы услышим три абсолютно разных мнения. Многие склонны ставить знак равенства между благочестием и святостью, но на самом деле ‑ это разные понятия.
Начнем с того, что церковная практика православного благочестия одновременно проста и сложна для понимания. Состояние, называемое благочестием, условно можно поделить на внешнее и внутреннее. К внешнему благочестию относится то, как выглядит и ведет себя православный христианин не только в храме, но и дома, и на работе. Сюда же относится его участие в церковных богослужениях, мероприятиях, благотворительных акциях. В общем, можно сказать, что внешнее благочестие – это то, что видно со стороны, это состояние, которое видят все окружающие.
Сразу стоит отметить, что внешнее православное благочестие – неотъемлемая составляющая жизни христианина, поскольку внутреннее духовное состояние всегда отражается на внешнем виде человека. Согласитесь, что невозможно, к примеру, женщине быть благочестивой, но при этом непристойно выглядеть.
Современная практика православного благочестия – внутренне состояние
Но, к сожалению, часто бывает наоборот: внешне человек может придерживаться практики православного благочестия, а внутренне сохранять абсолютное равнодушие к духовному деланию. Отчего так происходит? Причины бывают разными. Одним нравится внешний антураж православной жизни – красивые богослужения, которые часто можно посещать вместо акапельных концертов, аскетизм, обряды, традиции, стиль одежды верующих людей. Другие хотят быть в тренде, ведь ни для кого не секрет, что увлечение религией тоже, к сожалению, подпадает под влияние моды. Третьи много лет назад пришли в церковь с горячим сердцем, но со временем охладели и продолжают вести внешне благочестивую жизнь по инерции.
А ведь внутреннее, или духовное, состояние играет в современной практике православного благочестия намного более важную роль. О показном благочестии говорил еще Христос, описывая фарисея, который горделиво хвалился тем, что соблюдает все религиозные обряды и правила, но душа его была при этом поражена грехом, то есть вся духовность в нем была показной. Поэтому в практике православного благочестия опытные духовники всегда больше внимания уделяют именно внутренней ее составляющей.
Практика православного благочестия – как стать благочестивым?
Любой священнослужитель подтвердит, что практика православного благочестия требует постоянного контроля со стороны духовника, потому что сам человек не может объективно оценить свои усилия. Особенно это касается внутренней духовной жизни – если христианин пытается контролировать ее самостоятельно, то рискует впасть в состояние, называемое прелестью, когда человек перестает замечать свои грехи и начинает считать себя чуть ли не святым.
Духовное руководство с давних времен является неотъемлемой частью практики православного благочестия, и ее должен придерживаться каждый верующий. Однако, это не означает, что всю ответственность за свой путь спасения можно возложить на духовника – православный христианин и сам должен получать знания, а также знакомиться с опытом известных старцев и их рекомендациями, читая Евангелие, святоотеческие сочинения, православную художественную литературу. Одной из лучших книг, рекомендуемой для тех, кто желает развиваться в духовном плане, считается труд профессора Н. Е. Пестова, который так и называется: Современная практика православного благочестия.
С тегами: книги молитва религия христианство