Где родился Зевс

С III тысячелетия на Крите строится комплекс крупных зданий, впоследствии ставших дворцами. Это «первые дворцы», им на смену приходят «вторые дворцы», послетого как первые разрушены по не вполне ясной причине (возможно, вследствие землетрясения). В обеих этих формах дворцовой цивилизации царь (по-критски minos) правил с помощью богов, используя письмо, которое со временем сильно видоизменяется: сначала иероглифическое, потом линейное.  А, до сих пор очень мало дешифрованное, и, наконец, линейное В, оно же микенское письмо.

Дворцы – роскошные постройки, воздвигнутые вокруг покоев владыки и тронного зала, – служат в то же время и святилищами, но богам поклоняются не только во дворцах и в домах. Обряды в честь Матери-Земли совершаются в основном под открытым небом (в горах, на берегу реки или моря) и особенно в пещерах, которые очень важны в религиозном отношении. Так, в гроте на горе Иде, где родился Зевс, ежегодно воздаются почести богине Метер (Матери – другого имени у нее здесь нет) с принесением родильной крови.

В гроте Амнис почитается триада неолитического типа: Мать, с ней дочь и божественное дитя, представленные здесь в своем удивительном минойском облике (Гера, Илития и младенец Зевс). Последнему посвящали пуповину – очень натуралистичные верование и обряд. Прибавим к этому, что молодой бог считался умирающим и воскресающим, его могилу показывали на горе Туктас. Средоточие этих богослужений – бог-юноша: это Зевс-Курос («юноша»); в гораздо более позднем гимне, найденном в Палеокастро, он называется «величайшим из куретов», его чествуют пляской, чтобы разбудить оплодотворяющие силы.

Всюду витает жизнь, она же противостояние смерти, например, в домовых и дворцовых криптах, несомненно, символизирующих священные пещеры, или в росписи удивительных саркофагов, вроде найденного в Агиа Триаде.

Жизнь, смерть, воскресение – вот основные понятия, рождающиеся друг из друга. Достаточно взглянуть на то, что унаследовали греки: их преисподняя – Елисейские поля (это слово не объясняется средствами греческого языка, оно, должно быть, минойское), и из трех судей загробного мира двое носят минойские имена – Минос и Радамант.

Это редкий пример преемственности, которой не помешал даже период упадка в Темные века (правда, им предшествовало завоевание Крита ахейцами). Так развивается процесс из трех стадий:

–          миноизация греческой религии в последние века II тысячелетия (связанная с завоеванием, когда на престоле Миноса оказались греческие владыки);

–          мощный синкретизм порождает критомикенскую религию, распространяется на континент;

–          самостоятельно существует микенская религия со своими верованиями, богослужениями, со своим искусством – великолепное культурное явление, не всецело индоевропейское и, в отличие от минойской религии, не всецело натуралистское.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *