Главная >> Истории из жизни >> Легенды и притчи >> Изощренная мысль жрецов

Изощренная мысль жрецов

Бронзовый век, с его поразительным политическим и экономическим развитием, позволяет и политеизму перейти на новую ступень. Это происходит, прежде всего, потому, что боги представляются самой прочной поддержкой царей. Примечателен случай Египта, где фараоны сосредоточивают в себе все функции божества. Кроме того, изобретение священного письма (именно так переводится слово «иероглиф») позволяет накапливать знания, главным образом – о войнах и о богах. Изощренная мысль жрецов строит синтетические системы, жрецы передают их своим преемникам благодаря сооружаемым в святилищах «домам рождения»; они – непререкаемые авторитеты для тех, кому нужно понять мир, чтобы властвовать над ним, а понять мир – значит познать богов, которые в нем обитают, его оживляют. В то же время развивается философская и историческая литература, далекие отголоски которой будут слышаться даже в Библии. В основе этого огромного умственного труда лежит классификация, определение функций богов, их родословных, их супружеских связей, от которых зависит место каждого в иерархии, построенной, как двор земных царей. Сопоставление изображений в святилищах и изображений из Восточной Сахары, которые явно им предшествуют, наглядно показывает, что и на берегах Нила, и в областях, прилегающих к пустыне, уже складывается культ трех великих божеств: Исиды,Осириса и их сына Гора, в жизнеописании каждого из которых человек узнает собственные горести.

Не следует упрощать историю политеизма. Одновременно с тем политеизмом, который я определяю как природный, так как он связан с природными силами, развивался другой, которому дано определение в замечательных работах Жоржа Дюмезиля. Этот ученый отмечает, что все боги распределяются по трем функциям:

1.        Власть.

2.        Физическая сила и воинская доблесть.

3.        Продолжение рода и плодородие.

Эта классификация придает самое большое значение общественным функциям, не исключая, конечно, божеств продолжения рода (группа 3), восходящих, скорее всего, к культам каменного века.

Такова индоевропейская религия, как ее называют ученые, имея в виду этнические группы, которые проходили по Евразии с конца неолита. Хотя теория Ж. Дюмезиля и оспаривалась во многих своих положениях, предложенная им трехступенчатая структура, совпадающая с делением общества на классы, довольно многое объясняет. Вот хороший пример: германский политеизм в скандинавской форме, где даже в Средние века сохраняются три типа божеств; в Упсале есть храм, где представлены статуи трех богов трехфункционального типа.

В истории существует множество процессов, которые не следует упускать из виду.

• Случай иудаизма будет изучен в последующей части этой книги. Яхве выступил в качестве единого Бога после того, как веками был лишь одним из богов Израиля.

•         Христианство могло, хотя и совершенно ошибочно, рассматриваться как политеизм, из-за трех лиц Святой Троицы, потому что некоторые историки религии путали единство трех ипостасей с политеизмом.

•         С другой стороны, в определенные времена в определенных местах проявлялась сильная тенденция свести весь пантеон к одному богу, представляющему всех остальных. Очень наглядно это выразилось в Египте, в знаменитых гимнах Исиде, где она отождествляется со всеми богинями. Эта тенденция продолжает существовать до II в. н. э., о чем свидетельствует «Золотой осел» Апулея. Хотя это всего лишь роман, но он содержит богатый материал для размышления. Только Исида смогла возвратить человеческий облик Луцию, бедному юноше, превращенному в осла; для этого она вобрала в себя божественную силу всех прочих богинь. Тенденцию поглощения одним (но на деле далеко не единственным) богом всех остальных обозначают термином «энотеизм».


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *