Есть много методов работы с тенью, и все их можно использовать на разных уровнях. Чилийский кинорежиссер Алехандро Ходоровски создал особый подход к исцелению под названием «психомагия». Этот подход состоит в том, что индивидуум совершает особые ритуализированные действия во внешнем мире, направленные на реорганизацию символического языка и ориентации своей психики. Так, одной своей пациентке он предписал сесть на набережной Сены в Париже с ведром мыльной воды и мыть на мостовой тени людей, которые готовы заплатить за это один евро.
А я в рамках одного из своих курсов по психологии проводил занятие под названием «Темная сторона», куда каждый студент должен был прийти в наряде от того или иного аспекта своего темного «я» и вести себя соответственно. В результате у меня в гостях собрались стриптизерши, черные маги, отъявленные нарциссы, сутенеры, эмоциональные вампиры, убийцы, эгоисты и развратные священники – каждый раскрыл самый тайный и постыдный аспект своего существа. Таким образом, мы все смогли демонстрировать и наблюдать эти качества в безопасной среде – и каждый из нас получил неоценимый материал для исследования.
Иногда мы освобождаем себя от тех или иных нездоровых качеств, лишь проживая их до конца. Мы выливаем их из себя до последней капли, ведем себя предельно безумно. В результате рано или поздно рождается мудрость. Ты видишь подлинное лицо своего безумия лишь в той степени, в какой ты готов реализовать его в действии.
Конечно, чаще всего мы начинаем исследование своей тени в ходе психотерапии – да это и самая безопасная среда для начала. Нередко первый уровень работы состоит в том, чтобы признаться другому человеку в том, что у нас есть мысли, чувства, желания и фантазии, которых мы, по собственному мнению, иметь не должны. Нам нужно «сознаться» терапевту во всех своих «плохих» поступках. Мы бессознательно верим в то, что присутствие таких сил внутри нас свидетельствует о нашей врожденной порочности, – поэтому мы подавляем их и скрываем даже от самих себя. Это становится обузой для нашей психики – что проявляется в депрессии, психологических расстройствах и психосоматических симптомах.
Хотя в наше время психотерапия кажется наиболее эффективным методом разгрузки ума и тела, она удовлетворяет ту же человеческую потребность, что и католическая исповедь или иудейский ритуал Йом Кжпур. Однако теперь в большинстве случаев эти религиозные ритуалы оказываются неэффективными, поскольку современные священники и раввины не обладают достаточными знаниями, чтобы правильно вести верующего через данный процесс на психологическом и духовном уровне. Независимо от того, начинаем ли мы проработку тени совместно с психотерапевтом, священником или шаманом, акт исповеди – обнажение и признание некоторых подавленных аспектов своей натуры – нередко оказывает очень сильное целительное воздействие.
После того как мы избавляемся от бремени секретов, которые со стыдом прятали от мира, терапевтическое исследование углубляется и переходит в процесс раскрытия подсознательного теневого материала внутри нас. В идеальной терапевтической ситуации (которая, к сожалению, складывается редко) мы искусно учимся обнаруживать и переживать глубоко спрятанные эмоции, воспоминания, травмы, образы, системы верований и даже физические узлы и недуги, засевшие глубоко в физическом и тонком теле, а также в энергетических системах. К сожалению, большинство психотерапевтов не проработали достаточно глубоко собственный теневой материал, чтобы эффективно помогать другим людям, – однако ныне появляется все больше инновационных эффективных подходов к психодуховной работе с травмами и теневым материалом. В числе школ, осуществляющих такую работу, я бы назвал Алмазный Подход, Хоффмановский Quadrinity Process, Ландмарк-Форум. Среди ориентированных на тело подходов упомяну Соматическое переживание, Соматическую работу Ломи и тренинги Хакоми.
Работа с тенью может проходить на все более глубоких, и все более эзотерических уровнях. Существуют тантрические техники и практики, начиная от простых процессов визуализации и заканчивая сложнейшими интенсивными ритуалами, которые вот уже на протяжении сотен лет используются для работы с тенью не только на индивидуальном, но на вселенском уровне. Чтобы работать с теневым материалом на этом уровне, требуется помощь опытного учителя, который последовательно демонстрирует полную честность, руководя этими процессами у своих учеников.
Независимо от того, с чего мы начинаем свою работу с тенью, очевидно, что она требует усилий. Если бы не огромная польза от этой работы, большинство из нас не стали бы ее выполнять. Знакомство с собственной тенью – нелегкий труд, требующий от нас любви, бескомпромиссной честности перед собой, а также немалых затрат времени и даже денег. Сколь ни искренни наши намерения, в рискованном путешествии через внутренний ландшафт нам нужна помощь. Однако стоит ощутить вкус свободы, обретаемой, когда мы отпускаем свою тень и поднимаем некогда скрытый материал в сознание, и нам хочется исследовать тень еще глубже – ибо мы ощутили ее значение в нашей жизни.
Отказ от проработки каких-то элементов тени влечет за собой определенные последствия – особенно если вы стремитесь к самопознанию, а тем более, если вы, так или иначе, учите или направляете других людей. Если мы отказываемся жить со своей тенью, это означает, что она будет настаивать на своем праве жить с нами, пытаясь на уровне подсознания управлять и манипулировать нашей психикой для достижения собственных целей.
Некоторые люди очень долго плавают на поверхности жизни, и ничто не заставляет их обратиться к своей тени. Другие осознают присутствие тени, однако не имеют особого желания с ней работать – либо потому, что им и так неплохо живется, либо потому, что эта задача кажется им слишком сложной. Нередко из-за того, что мы не проработали свой теневой материал, страдают, прежде всего, окружающие, поскольку мы сами порой просто не замечаем собственных невротических склонностей, но они видны со стороны. Порой непроработанность теневого материала проявляется в неспособности к подлинной близости с людьми, поскольку подавление тени часто влечет за собой и подавление других эмоциональных аспектов нашего существа, включая взаимоотношения.
Во многих случаях подавление тех или иных элементов тени приводит к физическим заболеваниям. Тот факт, что многие физические заболевания являются результатом психологического дисбаланса, находит все больше документальных подтверждений. Здоровье тела тесно связано со здоровьем ума, эмоций, правильной осанкой и дыханием. Мало того что непроработанные элементы тени могут привести к возникновению хронических болей, иммунодефицита, язвы и рака, они также являются основной причиной психических расстройств – от депрессии и навязчивых страхов до шизофрении и жестоких психозов.
На духовном уровне непроработка собственной тени часто приводит к скандалам, а также к принуждению, манипуляциям и злоупотреблениям на разных уровнях. Все это очень распространено в духовных кругах, поскольку даже те люди, которые работают на очень высоких и утонченных уровнях сознания, все равно имеют теневые элементы и с этими элементами необходимо что-то делать.
Люди, обретшие понимание природы ума и осознавшие его иллюзорность, нередко приходят к ошибочному заключению, будто они теперь уже не подвержены влиянию своей бессознательной тени. Это огромное заблуждение, порождающее бесчисленные неблаговидные поступки, связанные с властью, деньгами, манипулированием.
В наиболее тяжелых случаях отказ – как со стороны лидеров, так и рядовых членов общины – обратиться лицом к собственной тени может привести к таким чудовищным трагедиям, как массовое самоубийство в Джонстауне в 1978 году или групповое самоубийство членов секты «Врата рая» в 1997. В обоих случаях неосознанная тень лидера наложилась на неосознанные тени его последователей, что привело к чудовищным последствиям. До таких крайностей доходит редко, однако в духовных сообществах довольно распространено то, что я называю «соучастием», – когда теневые элементы членов общины взаимодействуют под прикрытием духовного учения. Чем больше мы работаем со своей тенью – как на индивидуальном, так и на групповом уровне, – тем более здоровая психологическая атмосфера царит в группе в целом. К сожалению, многие духовные лидеры, практики и целые общины не осознают своих индивидуальных и групповых теней и не готовы прорабатывать их в достаточном объеме, чтобы защитить группу.
Нельзя недооценивать склонность к психологическому отрицанию во многих духовных общинах. Даже если наша тень не осознана, она все равно продолжает воздействовать на нас. Она никуда не девается. Вопрос в том, отважимся ли мы посмотреть на нее широко раскрытыми глазами и предпримем ли работу, направленную на ее осознание.
С тегами: оздоровление просветление саморазвитие сознание тело