Классификация богов индейцев – ее пантеоны на самом деле населены изменчивыми божествами. Богов земной и водной областей можно, тем не менее, классифицировать следующим образом:
- – Тлалок, или Тлалокантекутли. Каково различие между Тлалоком и его царством, Тлалоканом, остается неясным. Этим объясняется обожествление Тлалокана и его останков, то есть земных гор.
- – Богини-матери, с очень разнообразными обличьями и функциями.
- – Помощники Тлалока (в том числе умершие, стражи источников и родников).
- – Помощники богинь-матерей, в том числе четыреста кроликов и силы роста.
- – Предки, или боги нидейцев, предназначенные дать жизнь разным людским общностям, стать их стражами и защитниками.
- – Множество других божеств индейев мая, участников круговорота сил Воды и Земли.
- Тлалок – бог дождя, и все сущее зависит от него.
В этом отношении он благодетельное божество и как таковой получает имя Тламакацки, «податель»; но он известен также как яростный бог града, грома и молнии. Он владыка войны и в то же время владыка мертвых. Он же – владыка Земли.
Только те, кого избрал Тлалок, отправляются в Тлалокан.
Это может быть воздаяние от бога тем людям, которых он особенно любит, или следствие соприкосновения с его силой, или, наконец, кара для тех, кто его оскорбил. Тлалокан – великое хранилище вод. Потоки, водные и растительные, подчинены своему порядку, но величина их зависит от воли «тлалоков», управляющих Тлалокана.
- Сокровища погодного цикла подразделяются на три типа: дожди, ветры и град.
- Силы роста и семена растений составляют значительную часть сокровищ земных недр.
- Горы и храмы были отражениями Тлалокана.
Но и сам Тлалокан был местом истоков, цветущей землей, чудесной страной: там жила богиня Коатликуэ, мать Уицилопочтли.
В религии древних науа богини-матери наделены впечатляющими атрибутами; это божества земли, воды и луны, опьянения, пола, роста, оплодотворения, смерти от холодных болезней и исцеления от них. Все это восходит к идее Матери, подательнице, как благ, так и зол, одновременно любящей, щедрой и грозной.
Очень нелегко составлять классификацию второстепенных божеств, при такой картине мира, где божественным силам свойственно делиться и соединяться. Можно, однако, подразделить их на три вида:
- – божества мужского облика, частные проявления сил Земли и Воды;
- – души умерших, выполняющие различные функции во владениях повелителя дождей;
- – пленные души.
Два покровителя, умершие при сотворении мира, взяли под свое покровительство различные человеческие общности; это прародители народов, и как прародители они наделяют их своей сущностью. Единство двух покровителей с подопечной общностью подкрепляется реликвией, которую каждый из них оставляет в наследство своему народу.
Покровителем мексиканцев был Уицилопочтли; он впоследствии приобретает черты земледельческого божества.
В Мексике, а позднее и в Перу миссионеры старались доказать, что в религиях Анд существует бог-творец, разумеется, единый, всеобщий и всемогущий; они видели такого бога в культурном герое по имени Виракоча, основателе космического порядка, «Великом распорядителе»; это был главный аргумент против политеизма, то есть, против многочисленных андских уака. Поэтому, особенно трудно, оказывается, установить, как в действительности выглядел пантеон в до испанское время.
Кроме того, при анализе этих религий не следует упускать из виду, что божества индейцев (в особенности императорские божества, такие, как Солнце) претерпевали глубокие изменения богословского и политического характера в правление разных инкских императоров, и то, что можно сказать о Солнце у инков, относится также, и к божествам завоеванных ими народов, к божествам, чьи судьбы складывались по-разному – от полного искоренения до включения в состав императорского пантеона. Следовательно, искать здесь неизменный, раз и навсегда сложившийся пантеон было бы таким же заблуждением, как выискивать представление о едином боге.
Слушать на видео музыку индейцев
С тегами: книги легенды магия обучение религия саморазвитие эзотерика