Тантрическое учение предполагает, что относительная реальность и абсолютная реальность – два проявления одной и той же истины. Они возникают совместно и одновременно и несут в себе выразительные отражения друг друга. Как две грани одного и того же бриллианта, они обладают различными свойствами, функциями и выражениями, однако если мы стремимся к психодуховной интеграции, то видим, что они нуждаются друг в друге.
Если мы становимся на путь самопознания через психологию, то для завершения своего поиска нам, в конце концов, необходимо получить доступ и к недвойственной, высшей истине и обрести опыт этой истины. Если мы входим в духовный процесс через опыт недвойственности, то наш ум должен будет в итоге интегрировать и те участки пути, которые пролегают через двойственные, или личностные, аспекты человеческого опыта.
По-видимому, люди эволюционируют по спирали – «откат, а затем возвращение на более высоком уровне интеграции». В некоторых ключевых точках и на некоторых витках именно вскрытие определенных психологических структур может служить тем фактором, который послужит нам мощным толчком для перехода на новый уровень спирали понимания. В другие моменты, наоборот, открытость, возникающая в результате духовного понимания, дает нам смелость, чтобы подняться на следующий уровень психологической работы и преодолеть этот уровень.
Выразительный пример этого процесса я нахожу в жизни моего друга, который ведет программу для заключенных под названием «Священное пространство». Своей работой он помогает заключенным обрести духовную целостность, пробудить сознание и начать процесс исцеления, чтобы найти выход из внутренней и из внешней тюрьмы. Кении сам в свое время сидел… он признается, что в юности у него совсем не было совести. Но вот однажды он начал читать духовные тексты и медитировать. Затем, после встречи с духовным учителем, который вел программу в тюрьме, где сидел он, у него случилось глубокое духовное пробуждение. Очнувшаяся от оцепенения совесть дала ему отвагу для путешествия в мир собственной психики, где он научился чувствовать и смотреть в глаза собственным чувствам. Изучая свою психику, он начал заново открывать себя. Его чувство духовного понимания все углублялось. Мужчина продолжает это внутреннее исследование, и рост по сей день – и к тому же своим учением и примером вдохновляет на то же самое других заключенных.
Я заметил, что с людьми происходят очень важные вещи, когда психотерапевт проводит с ними психологическую работу в духовном контексте. Даже если слово «духовность» ни разу не употребляется во время сеансов, само понимание со стороны терапевта таких явлений, как эго, карма и сознание, глубочайшим образом влияет на качество терапии. И клиенты неизбежно обнаруживают внутри свои собственные духовные озарения относительно природы ума и сознания. Это ощущение открытости и осознание безличной природы программ, вложенных в нас в процессе воспитания, вселяет в них отвагу для более глубокого продвижения в собственное бессознательное. И когда клиенты исцеляются от все более глубоких психологических травм, они обретают свободу для постижения духовных истин все более глубокого уровня. По мере того как этот процесс заходит все дальше и дальше, духовность и психология начинают сливаться. Возникает некая более глубокая форма интегрированного в телесность исследования, которое нельзя назвать духовным в традиционном смысле этого слова и в то же время оно выходит за рамки привычной нам «психологии».
Карл Юнг писал:
Мне самому наиболее интересна в моей работе не возможность лечить неврозы, но скорее приближение к запредельному (ощущение священного). Но факт тот, что само по себе приближение к запредельному оказывает реальное терапевтическое воздействие; и по мере обретения опыта запредельного ты заодно освобождаешься от патологии.
Эта модель подразумевает, что наше тело состоит из пяти оболочек, или кош, – некоторые из них видимые, некоторые невидимые. Вначале физиологическая оболочка, далее идет энергетическая, потом оболочка ума, затем оболочка мудрости и, наконец, оболочка блаженства. Психологическая работа, как правило, работает с первыми тремя оболочками, тогда как духовная – с двумя последними, а также с тем знанием, которое возникает за их пределами. Однако, поскольку все эти уровни тесно взаимосвязаны, блоки в одной из кош – особенно в низших – часто тормозят развитие более высоких оболочек и препятствуют высшей интеграции. С другой стороны, проработка более высоких оболочек помогает сбалансировать более низкие.
Когда духовность соединяется с психологией, возникает более целостное видение жизни. Если человек одновременно занимается глубокой психологической проработкой и духовной практикой, озарения, обретенные в одном из этих направлений, помогают углубиться и в другом. Я верю, что психология и духовность нуждаются друг в друге – по меньшей мере, это касается западных людей. В конечном счете, они сливаются воедино – однако заменить друг друга не могут.
С тегами: оздоровление осознание просветление сознание