Взаимодействие коллективного бессознательного и индивидуального бессознательного Юнг переводит в плоскость отношений общество-личность и делает при этом значимые выводы. «Нравственность общества как целого обратно пропорциональна его величине, ибо, чем больше скапливается индивидуумов, тем быстрее затухают индивидуальные факторы, а с ними и нравственность, которая целиком зиждется на индивидуальном чувстве и необходимой для него свободе личности».
Итак, вне свободы нет нравственности. Вне нравственности нет личности. Личность самоценна; общество, коллектив вторичны, по отношению к ней. Но личности постоянно угрожает опасность быть «проглоченной коллективом».
Соответственно велико значение индивидуации, которое Юнг полагает «необходимым психологическим требованием». Противостоит ей подражание, качество для коллектива бесценное, но для самой личности «наивреднейшее». Никакая организация, включая государство, по Юнгу, немыслима без подражания: не столько закон, сколько именно подражание помогает сохранять общественный порядок. Человек сам не замечает, как «духовная уподобляемость окружению перерастает в бессознательно принудительную зависимость от него».
Наконец, самое захватывающее у Юнга:
- Эго
- Персона (persona)
- Тень (shatten)
- Дух (animus)
- Душа (anima)
- Самость (das selbst)
Такова психическая структура личности по Юнгу. Некоторые комментаторы определяют эти психосистемы, как архетипы Юнга, но это представляется неоправданно широким толкованием. Помимо всего прочего, архетипы – это то, что составляет или питает коллективное бессознательное, тогда как Эго – это индивидуальное сознание, а Тень, Дух, Душа – понятия, связанные с личным бессознательным. И лишь Персона, по Юнгу, часть коллективного бессознательного.
Но вот что удивительно. Юнг, столь тщательно исследующий проблему бессознательного, вопрос об Эго обходит едва ли не полным молчанием. Не означает ли это, что в данном случае Юнг солидарен с Фрейдом, пространно описавшим различные функции Эго! Вряд ли. Юнг наполняет новым содержанием понятия либидо и бессознательное, и нет оснований думать, что в отношении Эго он сделал исключение.
Так или иначе Эго, согласно Юнгу, центр сознания, который «обладает в высокой степени непрерывностью и тождественностью с самим собой». Эго рождается из бессознательного, но впоследствии полностью отмежевывается от него. Благодаря жизненному опыту Эго развивается и осознается самой личностью. Эго – «настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания».
С тегами: дети осознание отношения просветление саморазвитие эзотерика