Есть одно заболевание, о котором я решила поговорить отдельно. Этот недуг исключительно опасен – он даже может оказаться смертельным для нашей духовной эволюции. Это вера в то, что «я прибыл» – достиг цели всего своего духовного путешествия. Если человек позволяет этой вере выкристаллизоваться в психике – его духовное развитие завершается. В тот самый миг, когда мы начинаем всерьез думать, что достигли конца своей дороги, дальнейший рост прекращается – и после этого мы уже движемся не вперед, а назад.
Болезнь «я прибыл» – иначе называемая «преждевременные претензии на просветление», «дзэнская болезнь» и «комплекс мессии» – исключительно подробно описана в различных религиозных и духовных учениях.
Т. К. В. Дешикачар в своей книге «Сердце йоги» объясняет: «Самое опасное из всех препятствий – это вера в то, что мы уже знаем все. Мы воображаем, будто узрели истину и достигли вершины, а на самом деле всего лишь нашли удобное место для привала, расслабились и воскликнули:
«Вот то, чего я искал! Наконец-то я нашел! Получилось!» Но ощущение, что мы добрались до верхней ступеньки, – не более чем иллюзия ». Самое худшее, что эта болезнь очень заразна – и мы рискуем серьезно навредить другим искателям истины.
Есть множество духовных учителей с мощнейшей харизмой, которые, действительно получили глубокие озарения, но утратили смирение и забыли о том, сколь многого они пока еще не знают. Эти люди наносят огромный ущерб своим ученикам, пичкая их полусырыми истинами и практиками. Когда же выясняется, что эти «истины» – фальшивка, ученики чувствуют, что их предали, и эту травму исцелить очень трудно. Многие искренние искатели, пострадавшие от зараженного вирусом «я прибыл» наставника, потом до конца жизни так и не могут оправиться в достаточной степени, чтобы довериться другому учителю и вернуться на дорогу просветления. Есть еще один важный аспект этой заразы, на который, однако, редко обращают внимание.
Речь идет о мини-мессиях внутри каждого из нас.
Не так уж сложно представить себе харизматичного лидера, убеждающего своих последователей выпить яд, или же нью-эйджевского тантрического мессию, претендующего на то, что он может научить своих последователей обретать единство с Богом через любовные отношения (как правило, с ним же). Обнаружить же крошечного мессию внутри себя намного труднее. Это тот тихий внутренний голосок, который вопреки очевидным свидетельствам и даже вопреки нашему собственному здравомыслию твердит, будто мы знаем окружающий мир, мы мудрее других, наши суждения объективны, наша точка зрения точная и истинная. Если быть честным перед собой, то большинству из нас придется признать, что мы время от времени хоть ненадолго воображали себя мессиями. Но достанет ли нам искренности?
Наилучшая защита от заражения заразой, передающимися духовным путем, это способность к духовному распознаванию – то, что на санскрите называется вивека-кхьятир, или «корона мудрости». Слово вивека означает способность отличать реальное от нереального, а кхьятир – общий взгляд на знание или сознание. Таким образом, если человек обрел способность к духовному распознаванию, это означает, что он развил свое сознание до такой степени, что теперь может последовательно совершать разумный и сбалансированный выбор в отношении своего духовного развития. И у него есть база знаний, позволяющая чутко распознавать самообман эго и коварные ловушки на дороге к просветлению. Таким образом, вивека-кхьятир – это самый настоящий духовный презерватив, обеспечивающий эффективную (хотя и не стопроцентную) защиту от наиболее распространенных болезней, передающихся духовным путем.
Не следует рассчитывать на то, что такая способность к духовному распознаванию дана нам от рождения, – это качество нужно в себе развивать. Большинство учений – особенно на Западе – предлагают практикующим техники, направленные на обретение мистических состояний или на избавление от страданий, но не уделяют должного внимания навыкам, которые позволяют срывать неисчислимые завесы самообмана на нашем пути. Очень немногие школы серьезно учат преодолевать препятствия, возникающие перед людьми в процессе саморазвития.
«Беспощадная честность перед собой» – так характеризуется процесс развития духовного распознавания. В большинстве случаев мы в состоянии отчетливо видеть свои духовные недоработки, но не слишком-то стремимся к этому. В объятиях привычки нам привычно и комфортно, а для исцеления необходимо что-то менять – и мы предпочитаем оставить все как есть. К счастью, многие духовные привычки легко обнаружить на ранней стадии и исцелить. Существуют, надежные методы выявления этих заболеваний – главное, чтобы нам достало смелости подвергнуть себя диагностике, и чтобы истина была нам дороже иллюзий.
«Истина не боится вопросов», – сказал великий индийский мастер Парамаханса Йогананда, автор знаменитой «Автобиографии йога». Если наши духовные озарения и знания неподдельны, у нас нет причин бояться подвергнуть их проверке.
Даже среди учителей – кто настолько чист и безупречен, чтобы быть свободным от тонких эгоистических порывов, застилающих взор? Я уверен, что передающиеся духовным путем недуги столь же распространены среди духовных искателей, сколь передающиеся половым путем заболевания – среди людей с бурной жизнью. Тем не менее, анализы на последние сдают многие, а на первые проверяются единицы. Какие же диагностические тесты нам доступны, как их применять и какая от этого польза?
С тегами: оздоровление осознание просветление саморазвитие сознание эзотерика