Культ Синего камня известен с VIII-IX вв., со времени заселения края финно-угорским племенем меря. По другой версии, поклонение камню принесли сюда в IX-X вв. переселенцы с северо-запада, из Новгородской земли.
Вообще культ камней является составной частью культа Велеса, скотьего бога, который имеет ещё одну ипостась – бог мёртвых.
Нахождение Синего камня в комплексе с могильником и капищем на Александровой горе подтверждает мысль о связи его с культом мёртвых. Тем более, что поклонение камню происходило ежегодно 29 июня (Велесов день по календарю древних славян) в день святых Апостолов Петра и Павла, а Пётр известен как покровитель мёртвых.
Относительно перемещения Синего камня скажем следующее: очевидно, выходу свергнутого в-яму камня на поверхность способствовали геофизические процессы: изменения структуры почвы, дожди, снеговые воды. Выталкивание же утопленного камня на берег объясняется действием напора льда (версия Н.М. Меморского): лёд обволакивал камень и приподнимал его со дна, а сильные ветры гнали ледяные торосы и вмёрзший в них камень к берегу. Несомненно, сыграло роль и понижение уровня озера. См. подробно расчёты скорости перемещения камня у Вердникова В. Синий камень Плещеева озера, Переславль-Залесский, был.
СИНИЙ КАМЕНЬ. Изложено по отрывку из «Жития Преподобного Иринарха» и по книге Смирнова. М.И. «Переславль-Залесский. Исторический очерк», 1934.
Есть поверье: нужно прийти к Синему камню, приложить к нему руку и загадать желание. Оно исполнится, если никому о том желании не рассказывать.
РУСАЛКИ. Записано со слов очевидцев, видевших русалок на озере летом 1994 г.
Повествования о них восходят к древнейшим культам. Русалки – вид берегинь, живущих в водах. Со временем, под влиянием христианства, стали считать, что русалки – утопленницы и умершие некрещеные дети. Обычно в русалью неделю пели русальи песни, вешали на деревья символическую одежду – пряжку, нитки, полотенца.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ И РУСАЛКИ. Изложено по публикации в газете «Коммунар» за июнь 1994, статья В. Воронова «Загадки царства Берендея».
Каменная или синяя баба – древний культовый камень берендеев. М.И. Смирнов описывает обряд, связанный с ним: «Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву вБерендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, вывернувши наизнанку платье, задом уходят от него; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так, что временами можно находить там кроме ягод и хлеб».
С тегами: легенды просветление