По воспоминаниям эпохи XVI в., озеро Титикака считалось не только местом рождения солнца, луны и звезд, но также и местом, где складывалось мироздание. А для человечества озеро было местом, откуда происходят все люди, там они зародились все вместе и, только разойдясь по подземным путям, появились на свет из устий земной коры в тех местах, которые стали их родиной. Кроме того, все источники передают представление, что Земля плавает в великом океане, но не состоит из сплошной массы. На самом деле есть переходы, через которые вода «нижнего океана» сообщается с водой «верхнего океана», находящегося в небе. Озеро и есть такое отверстие в земной коре, одно из самых крупных, куда попадает и дождевая, и океанская вода, своего рода переход между двумя водными массами. Когда Земля поворачивается вокруг своей оси на полукруг – например, при каком-то стихийном бедствии, – круговорот вод идет в обратном порядке.
Таким образом, постоянный круговорот влаги держит мироздание в вечном движении.
Христианская идея творения, плод монотеистического взгляда на мир, имеет мало общего с этим космическим мировоззрением, устанавливающим связи между различными общностями, семьями, племенами и этносами, каждый из которых вызван к жизни особым предком и силами, определившими его существование. Камак, особый источник жизни, давал жизнь и помощь человеку, всей совокупности живых существ, чтобы они могли проявить свои возможности, точнее, свою истинную природу, происходящую из одного источника – это обычно или предок, или локальное божество. Уака (один из разрядов божеств) обладают этой силой в разной степени. Некоторые, такие, как Париакака, более действенны, чем другие; но могучий камак не исключает того, что есть и другие животворящие силы – например, Солнце. Тот, кто получил эти силы, мог также увеличить их действенность и стать сильным духовным существом, что позволяло ему совершать деяния, достойные шамана.
Сохранение тел предков (мамки) было непременным условием выживания этого общества.
Мумия удерживала духов предков и обеспечивала три главных процесса: растительный и минеральный цикл (считалось, что металлы растут, как растения), воспроизводство рода и культурное самосознание. Обозначение предка – слово «маллки», которое может относиться и к дереву, и к ростку, – своим растительным символизмом выражает продолжение жизни после смерти и доказывает, что предки ведали не только растительным циклом, но и циклом дождей. Подношения мертвым следовало делать регулярно, при общих ритуалах, семейных, племенных или всенародных. Ответная щедрость уака проявлялась в непрерывных дарах, которые они ниспосылали своим потомкам. Так с постоянством проявлялась родовая власть уака. Та часть души, которая не умирает (икуэ), зависела от жизненной силы (камай), которую вдували в нее мертвые и уака, в то время как шаманы получали свои познания непосредственно из памяти мертвых.
Могилы и уака, связанные с существующим общественным порядком, определяли отношения между различными группами родичей. Поэтому, к мамки обращались, как к оракулам, и они активно наблюдали за тем, как племя исполняет свои религиозные обязанности. Родословие не было плодом вольных упражнений памяти, механического повторения сведений, а вырабатывалось с прямой привязкой к местности. В памяти закреплялись зрительные данные (служащие для ориентации в пространстве) на территории, отмеченной вехами, приведенной в порядок и исследованной своими обитателями. Самые важные уака находились на самых высоких вершинах, каждый айллу размещал своих уака на соседних горах, и, когда инка посылал в новые места колонистов (митмакуна), они привозили с собой своих божеств, чтобы не забыть свое родовое имя, чтобы и впредь, как раньше, почитать бога родоначальника и отправлять его культ. Предки воплощались в камень, камни становились опорой и вместилищами камай и почитались в качестве таковых.
В Куско, столице Инкской империи
Церемониальный имперский календарь учитывал не только особое расположение уака инков, но и триста тридцать три церемониальных места, расставленных и распределенных на «линиях прицела», которые расходились от сердца империи к ее краям. Существовала прямая связь между системой чекуэ, соответствующих этим «линиям прицела», и исчислением времени. В строении инкского календаря мы обнаруживаем те же принципы, по которым разделяется земное пространство.
Что касается неба, то звезды были небесными двойниками определенного числа животных, которых одушевляли; они почитались в том же качестве, что Луна и Солнце. Но самым могучим божеством Верхнего мира, бесспорно, был гром. Ему молились, называя его в разных областях разными именами: Либиас, Канчарко, Ллакуаш, Иллапа. Культ этого божества горных охотников распространялся на все общности, инки поклонялись ему в течение части года. Одним из главных проявлений могущества этого бога была его способность порождать особые, необычные существа: близнецов, людей с заячьей губой, уродов, – но также и большие растения, и огромные глыбы металлических руд. Молния тоже выбирала себе служителей культа, это она говорила их устами, когда они произносили свои прорицания.
С тегами: книги легенды обучение просветление религия саморазвитие эзотерика