Во время этой «регрессии на службе у трансценденции» которая, часто совпадает с кризисом среднего возраста) мирские цели утрачивают свое значение и индивидуум проходит через интенсивный и непростой процесс мистических переживаний, в результате которого защитная оболочка его эго раскалывается, а его захлестывает колоссальный поток материала из подсознания.
На первом этапе этого процесса индивидуум обычно испытывает глубочайшее разочарование, отчаяние, чувство пустоты и бессмысленности, отчего у человека может возникнуть ощущение, что он совершенно потерял ориентиры для своего развития и, возможно, даже начал деградировать. На втором этапе наступает прорыв, сопровождающийся глубокими мистическими переживаниями, нередко переоцениваемыми и даже принимаемыми за просветление. Однако это еще далеко не конец пути – но всего лишь очередная стадия развития, когда мы созреваем для окончательной интеграции эго в нашу изначальную природу, или Динамическую Почву.
Через тяжелейший личностный и духовный кризис прошли многие из самых великих учителей и вдохновителей человечества. Например, Мать Тереза Калькуттская. Хотя в мире ее знали как неистощимый источник света и сострадания, в душе своей ей приходилось проходить через бескрайние пустыни тьмы, мистических переживаний, одиночества и отчуждения от Божественных источников. При жизни она не делилась ни с кем этими переживаниями – разве что с дневником и парой ближайших духовных наставников. Лишь после ее смерти эти близкие люди сочли возможным поделиться записками Матери Терезы с миром, чтобы мы увидели, как много человек способен дать и достичь, несмотря на глубочайшую внутреннюю боль. В биографии Матери Терезы («Приди и стань моим Светом») приведены письма, которые она писала наставникам во время одного такого периода тьмы, продлившегося несколько десятилетий. Приведем отрывок:
Итак, отче, с тех пор, как мне исполнилось лет 49 или 50, меня одолевает чудовищное чувство утраты… невыразимая тьма… одиночество… неутоленное стремление к Богу – и от этого глубоко в моем сердце не утихает боль. Эта тьма столь беспросветна, что я совсем ничего не вижу – ни душой, ни рассудком. Место, где в моей душе должен быть Бог, опустело.
Нет больше во мне Бога. Сколь ни велика моя тяга к Нему – а ведь я стремлюсь к Нему и тоскую непрестанно, – Он не отзывается. Не приходит на помощь. Я не нужна Богу. Иногда все, что я слышу, – это собственный вопль: «О Боже!» – и больше ни звука. Я не в силах выразить в словах эту муку.
Вот что говорила об испытаниях и тяготах духовного пути Ирина, суфийский мастер из России, достигшая поразительных высот мистических переживаний и единения с Богом и обладавшая огромной способностью влиять на жизнь окружающих: «Эго не убить смехом и ласковыми словами; приходится настигать его на крыльях печали и топить в слезах». Ирина рассказала о некоторых глубоких внутренних состояниях мистических переживаний, которые она пережила во время работы со своим гуру Бхай Сахибом.
Мое тело дрожало… Я впилась зубами в подушку, чтобы не взвыть диким зверем… Я совершенно потеряла контроль над собой – прежде я и представить себе не могла такого безумия, и оно свалилось на меня как снег на голову, такое внезапное и неукротимое! …Мой ум был совершенно пуст: ни мыслей, ни образов, только неуправляемый страх, первобытный животный страх мистических переживаний. Это продолжалось часами. Я дрожала как осиновый лист… онемевшая, беспомощная – тряслась под действием сил, неподвластных человеческой воле. Мои внутренности горели в огне… Не знаю, как долго это продолжалось и почему закончилось – то ли я погрузилась в сон из-за того, что выбилась из сил, то ли просто потеряла сознание. Наутро я вся дрожала и шаталась от слабости.
С тегами: оздоровление отношения просветление саморазвитие эзотерика