Монастыри Русской Православной Церкви всегда были особенными местами. Они начали появляться практически сразу после принятия Русью христианства в Х веке как места особенного молитвенного уединения. К тому времени монашество как аскетический подвиг христиан в странах, где христианству уже было по несколько веков, прошло достаточно длинный путь. Уже существовали труды преподобных святых подвижников, описывающие правила монашеского жития, уже были открыты общежительные монастыри в Египте, Константинополе, на Афоне. Достоверно известно, что первые русские основатели и настоятели православных монастырей ездили набираться опыта именно туда ‑ в страны, опередившие Русь в аскетическом опыте. Самые первые монастыри на Руси были мужскими: Киево-Печерская Лавра, Михайловский, Софиевский, Выдубицкий монастыри в Киеве, относящиеся к Х-XI векам. Все они, кроме Софиевского, который нынче занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и поэтому не может передаваться никаким организациям, в том числе, и религиозным, действуют до сих пор.
Самым древним монастырем Русской Православной Церкви, находящимся на территории современной России, считается Свято-Покровский Муромский мужской монастырь, первые упоминания о котором относятся к 1054 году.
Православная Россия и ее монастыри
В истории православной России монастыри занимают отдельную нишу. Именно здесь зарождалась не только духовная, но и культурно-образовательная жизнь. Многие монастыри стали центром градостроительства ‑ обители притягивали народ не только как центры молитвы и духовности. Большие монастыри требовали обслуживания: поставки продуктов, тканей для облачений, столярных, кованых, ювелирных изделий для храмов. Им всегда нужны были рабочие руки ‑ ошибочно полагать, что обители возводились исключительно руками насельников.
Рядом с православным монастырем в России всегда была работа и для женщин: ткать, шить, вышивать. Кроме того, в средние века обители строились с учетом возможного нападения: высокие крепостные стены и рвы делали их практически неприступными, а постоянный запас пищи давал возможность пересидеть длительную осаду. Свою важную функцию ‑ сохранение духовной жизни ‑ монастыри Русской Православной Церкви сберегли и в советский период: благодаря тем из них, которые каким-то чудом не были закрыты безбожными властями, опыт аскетической жизни России удалось сохранить до периода оттепели.
Князья или монахи настоятели первых православных монастырей?
Настоятелем православного монастыря во все времена было стать не так просто. Ошибочно полагать, что настоятелями и настоятельницами становились лишь представители знати ‑ бывало, что князья жили в обителях и на правах рядовых монахов. Для того, чтобы стать игуменом, необходимо было обладать лидерскими и организаторскими чертами характера ‑ испокон веков настоятель православного монастыря решал ряд проблем: поставка продовольствия, здоровье братии, строительные и ремонтные работы, финансирование ‑ все было на его плечах.
При этом настоятель православного монастыря должен был обладать еще и духовным авторитетом среди братии ‑ часто он выполнял еще и функции духовника. В постсоветской России на настоятелей легла двойная тяжесть: возрождение духовной жизни обители, поиск спонсоров, которые помогали бы финансово осуществлять восстановление монастырей, зачастую находившихся в жутком состоянии, организация жизни прихода. Во многом благодаря именно настоятелям современные монастыри Русской Православной Церкви возродились, достигли процветания, и, как и раньше, стали выполнять функции духовных центров России.
С тегами: легенды молитва религия христианство