Конец XIX – начало XX века – один из самых сложных и интересных периодов в истории русской художественной культуры.
Реалистическое демократическое искусство второй половины XIX века достигло своей вершины в 1880-е годы. Девяностые годы – начало кризиса искусства передвижников. В произведения проникает мелкотемье, они теряют остроту содержания, становятся подчас серыми и скучными по живописи. Даже в творчестве таких художников, как И. Репин и В. Суриков, намечается некоторый спад. В значительной степени это определяется разочарованием русской интеллигенции в прежних идеалах, связанных с народничеством. Значительную часть русской художественной интеллигенции в этот период охватывает растерянность – прежние социальные идеалы терпят крушение, а новые еще не стали достоянием масс.
Искусство живет предчувствием великих перемен, оно отражает в своих произведениях важнейшие события времени: расслоение деревни (С. Коровин), первые рабочие стачки и забастовки (С. Иванов, Н. Касаткин), революцию 1905 года и репрессии, последовавшие за ее поражением (С. Иванов, Н. Касаткин, В. Серов, Е. Лансере, Б. Кустодиев и многие другие). Искусство вместе с тем воплощает и мечту многих людей этой эпохи о красоте и гармонии, которых так недостает окружающей действительности.
Многие художники, пытаясь найти свой поэтический идеал в жизни, обращаются к русской природе. Поэтически одухотворенная природа, гармоническое слияние человека и окружающего внешнего мира становятся темой работ А. Васнецова, А. Архипова, А. Степанова, С. Жуковского и других. В произведениях замечательного мастера М. Нестерова красота русской земли дает человеку покой и умиротворение.
С тегами: осознание просветление саморазвитие