Православные мощи давно стали камнем преткновения между православными христианами и протестантами, а также атеистами. Последние любят обвинять православных в идолопоклонничестве, но так ли это на самом деле?
Как известно, поклонение мощам православных святых занимает важное место в традициях и культуре нашей веры. Этимология слова «мощи» происходит от греческого ta leipsana от leipo – оставляю, и поэтому раньше так было принято называть не только святые останки, но и предметы, оставшиеся после святого: его облачение, книги, келейную утварь, разные личные вещи. Согласно другой трактовке, происхождение слова «мощи» связывают со славянским словом «мощный», то есть крепкий, сильный. Сторонники это версии утверждают, что в древности было принято называть православными мощами лишь костные останки – скелет, череп.
История почитания мощей и православные знамения
История древней церкви подтверждает то, что почитания мощей православных святых было свойственно уже самым первым христианам. К примеру, в Деяниях апостолов указано, что верующие с великим благоговением относились к вещам, оставшимся после апостолов, а предание повествует о том, что вещи Пресвятой Богородицы после Ее Успения были собраны (и сохранились до наших дней). Что касается почитания останков святых, то наибольшего пика этот обычай достиг в период гонений III – IV веков. Христиане никогда не бросали мощи своих собратьев на поругание – они собирали их и укрывали в надежных местах.
Часто от этих останков происходили православные знамения, исцеления, чудеса. Скоро возник обычай служить Божественную Литургию на гробах святых мучеников, что символизировало их вклад в становление и укрепление веры. Этого обычая Церковь придерживается до сих пор: на Престоле каждого храма обязательно лежит антиминс – плат, в который вшита частица мощей православного мученика.
Почитание мощей православных чудотворцев на Руси
На Руси почитание православных мощей прижилось достаточно легко: язычники-славяне спокойно восприняли этот обычай, во многом перекликавшийся со свойственным им культом предков. Уже очень скоро останки святых лежали в храмах, расточая, как и в древности, православные знамения и чудеса. В советское время много мощей было осквернено, но, к счастью, много удалось и сохранить. На сегодняшний день самые посещаемые останки православных чудотворцев в России – мощи Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Иоанна Кронштадтского.
С тегами: легенды молитва религия христианство