Лучший из французских графологов – это Crepieux Jamin, книга которого «Почерк и характер» в 1895 году увидела свет в Библиотеке современной философии. Сочинение Крепье Жамена вернуло мне интерес к изучению образцов почерка, который совсем было, угас, после знакомства с г-ном Моргенстерном. Из написанного Жаменом, как, впрочем, и другими старыми французскими графологами, устарела разве что самая малость. Ни время, ни новая орфография, ни различие в языках не в силах оказались оборвать нить человеческой прозорливости, протянувшуюся через столетия.
Своим девизом Крепье Жамен выбрал изречение Bernardine de St. Pierre: «Правду следует говорить людям благомыслящим, имеющим чистое сердце, стремящимся к истине, но не злым, ее отталкивающим».
А по-моему, злым и нехорошим не мешает узнать правду про самих себя. Да и вообще, как следовать этому прекраснодушному совету? Если вы практикующий графолог, к вам обращаются люди не только добрые, приветливые, великодушные, но и злые, сердитые, подозрительные. И в большей степени, чем первые, они считают себя добрыми и великодушными. И что же? – едва бросив взгляд на образец подчерка, тут же выпроваживать их или врать напропалую? Система Крепье Жамена, наиболее стройная и всеобъемлющая, на практике доказала свою жизнеспособность.
Образец почерка, полагал Жамен, необходимо исследовать в совокупности частного и целого, и яркую деталь рассматривать не саму по себе, а в соответствии с общим впечатлением. Требование, честно признаться, трудно выполнимое, поскольку каждый раз пересиливает желание поразить клиента и тем самым показать, что он не напрасно обратился к графологу.
Крепье Жамен призывает к осторожности в выводах об одном единственном образце почерка. Увы, всякий раз, когда я слишком осторожничал, позже приходилось сожалеть, что я не доверился собственной интуиции. Верно, впрочем, и то, что с практикой интуиция развивается, и наступает момент, когда интуиция становится необоримой и начинает диктовать правила игры.
Крепье Жамен предупреждает о подводных течениях. Например, природную склонность к дипломатии следует выводить лишь на основании большого числа признаков образца почерка, а чтобы определить художественную или музыкальную одаренность, важно не упустить из виду того, что присутствует на грани зримого.
Что примечательно, старые французские графологи щедры на метафоры, которые закрепляют едва ли не за каждым знаком яркий зримый образ. К примеру, человека, чей образец почерка отличает неуклонный подъем в строках, Ипполит Мишон уподобляет воину, штурмующему крепость, а тех, у кого гласные буквы чрезмерно открыты сверху, Крепье Жамен сравнивает с зеваками, которые постоянно держат рот открытым.
Вообще, по богатству метафор книга «Почерк и характер» не уступает, пожалуй, иному роману. Наклон букв в письме французский графолог сравнивает с поведением человека в обществе. «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение к другому, – поясняет Крепье Жамен,- он держит себя прямо. Напротив, радушие подается всем корпусом вперед. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам. Но есть люди, к ребенку не протягивающие руки, – это те у кого образец почерка отличается стоячими буквами».
Впрочем, Крепье Жамен предупреждает и против тех в чьем образце почерка буквы почти лежат на строке. «Слишком впечатлительные люди – плохие критики, – замечает Жамен. – Они доверяют первому впечатлению и мало над чем задумываются. В любви они ревнивы, в игре теряют голову, во всем прочем спешат. Слезы туманят взор – впечатлительность затемняет рассудок». Приговор суров: «Излишняя впечатлительность без силы воли – в результате ничтожество и тревожная натура».
Принято считать, что образец почерка, который Жамен именует лежачим, чаще встречается у женщин, чем мужчин. В ранней работе «Признание в любви к графологии» я повторял вслед за многими, что женщины, как правило, пишут более наклонно, чем мужчины. Возможно, это и так, но в моей практике мужчины с лежачим почерком встречались чаще, чем женщины.
Но не отчаивайтесь те, у кого буквы простираются ниц. Графологические признаки зачастую многозначны, и в зависимости от характера письма один и тот же знак может иметь разные значения. Подобного взгляда придерживается и Крепье Жамен. «Лежачий почерк принадлежит и любящим натурам, нежным и отзывчивым, – утверждает Жамен. – Их собственные страдания по сердцу им. В счастье они энтузиасты, в печали ведут себя с присущей им деликатностью. Это натуры страстные во всем и всегда. К ним принадлежат многие знаменитые люди, образец почерка которых полон гармонии».
В истории графологии есть и другие достойные имена.
С тегами: будущее гадание предсказания саморазвитие семинар эзотерика