Ом мани падме хум – великая тибетская мантра сострадания. Считается, что в ней содержится все учение Будды. В наше время, когда в мире на психологическом, социологическом, экономическом, политическом и духовном уровнях царит полный бардак, одно из самых сострадательных и жизнеутверждающих намерений, какие мы только можем пробудить в своей жизни на духовной дороги, вмещается в слова «Ом мани падме – расти!»
Человек может запросто прожить всю жизнь, завести детей, стать большим начальником и почетным гражданином – но при этом так и не вырасти даже психологически. А обретение духовной зрелости и личностной целостности – еще более сложная задача, и для ее решения необходимо приложить огромные усилия, а также проявить мудрость и способность к распознаванию. Духовный рост обязательно требует развития способности к распознаванию; а показателем такого роста является духовная зрелость, которая подразумевает ответственность перед собой, духовную практику и благодарность. Ом мани падме хум.
Однажды ученик попросил у мастера Арно Дежардена совета по поводу того, что ему делать в день своего сорокалетия. «Веди себя как сорокалетний мужчина!» – ответил Арно. Психолог и мистик Карл Густав Юнг как-то сказал, что многие важные проблемы жизни невозможно решить – только перерасти. Мы перерастаем свои проблемы за счет того, что мы растем, а они остаются прежними; мы трансформируем духовную незрелость, развивая в себе достаточно сильную способность к распознаванию, чтобы она могла пронизывать невежество и растерянность на всех уровнях нашего опыта.
Учителю буддизма и основателю «Тюремной дхармической сети» Флиту Маулу уроки роста дались очень нелегко. Он был личным помощником своего учителя Чогьяма Трунгпы Ринпоче и одновременно занимался торговлей наркотиками в Южной Америке. В конце концов, его поймали и посадили в тюрьму на четырнадцать лет. Так он разлучился со своим сыном и с учителем, который умер, пока Флит находился в заключении. Хотя Маул до того уже давно был практикующим буддистом, именно эти злоключения помогли ему в совершенно новом ракурсе увидеть важность ответственности перед собой, ценность духовной практики и необходимость психологического и духовного роста. Именно потери обострили в этом человеке способность к распознаванию.
Слушая рассказ Маула о своем опыте, один молодой человек, очень серьезный духовный практик, спросил:
– Можете ли вы посоветовать, как нам, не повторяя вашего сложного пути, понять, насколько важным и неотложным делом является забота о собственном пробуждении и росте?
– А лучше спросите меня, как заработать миллион, – ответил Маул.
Рост – важнейшая задача, которую решает духовное распознавание.
Расти означает брать на себя полную ответственность за собственную жизнь здесь, на Земле. Это значит, что мы должны найти возможность сделать мир более уютным местом и реализовать эту возможность. Если утверждения величайших психологов и духовных учителей верны (а они говорят, что 90 % жителей планеты живут неосознанно и только 10 % – осознанно), тогда перед теми из нас, кто глубоко вовлечен в духовную жизнь, стоит колоссальная задача: вначале выяснить, что управляет нами на бессознательном уровне, а затем научиться четко со всем этим работать. Осознать бессознательные факторы внутри себя означает отказаться от свойственной для психологической незрелости позиции жертвы и взять на себя ответственность за собственное психологическое исцеление, а также за то, какое влияние мы оказываем на окружающих.
Духовный рост – задача еще более высокая, и он может происходить только при наличии ярко выраженной способности к распознаванию. Большинство духовных практиков, включая учителей, вступают на Путь «духовными детьми». Мы еще не знаем себя, и в тот момент, когда находим Путь (или он находит нас), нам может быть дарован период глубоких озарений и ярких переживаний продолжительностью в много месяцев или даже лет. Кратковременный проблеск просветления часто оставляет в нас обманчивое ощущение всеведения и собственной безупречности. Мы склонны преувеличивать свое «знание», что нередко приводит к самоуверенности. Однако со временем сама жизнь подвергает наши озарения проверке и – при наличии достаточной самокритичности и искреннего желания расти – мы скоро видим собственную наивность. Оглядываясь назад, многие духовные учителя просто удивляются тому, сколь слабой была их способность к распознаванию в первые годы их мнимого просветления и духовного учительства – и сколь ребяческими были их действия.
Само по себе просветление имеет разные уровни зрелости.
Когда у человека случается глубокое осознание недвойственности (даже если оно начинает стабилизироваться), всегда есть возможность углубления этого процесса. Многие люди, пережившие такой опыт, полагают, что существует лишь одно недвойственное состояние, которое не может изменяться, расти, уменьшаться или углубляться. Но философия йоги и другие эзотерические традиции с этим не согласны, предполагая, что существует много уровней и этапов просветления – и наибольших высот достигают очень немногие.
Чтобы правильно оценить собственный уровень духовного развития и понять, что у роста в этом направлении предела нет, требуется способность к распознаванию.
Расти духовно, и оттачивать свою способность к распознаванию нам предназначено до тех пор, пока мы живы.
В процессе своей работы, я видел более сотни учителей, которые считали себя просветленными – таковыми их считали и окружающие. Хотя среди подобных людей есть некое согласие относительно природы опыта недвойственности, учения этих наставников значительно различаются в соответствии с их психологической и духовной зрелостью. И ощутить эти различия бывает непросто, если ты не знаком со многими учителями, не знаешь, какие вопросы им следует задавать и на какие критерии обращать внимание при общении с ними.
Это факт: полностью просветленные существа – большая редкость на нашей планете. Большинство же из нас находятся в процессе движения от духовного детства через духовное отрочество к духовной зрелости. Хотя на более глубоких стадиях духовной реализации учитель может проявлять такие детские качества, как невинность, открытость и необузданность, эта его детскость отличается от ребячества или незрелости, которая обычно свидетельствует о недостатке психологической целостности.
Чтобы научиться распознавать эти уровни и слои, как обычным духовным практикам, так и учителям требуется продолжительная коллективная работа – и это еще одна причина, по которой нам так важно культивировать в себе способность к распознаванию. Китайский философ Лаоцзы сказал: «Дай человеку рыбу, и он насытится сейчас; научи его рыбачить, и он будет сыт всю жизнь». Учась распознаванию, мы растем духовно и обретаем пищу на Пути на всю жизнь.
С тегами: оздоровление осознание просветление радости жизни тело эзотерика