Можно с уверенностью сказать, что все народы всех веков придавали и придают голове первенствующее значение в теле человека. Да иначе и быть не может, ибо она вместилище благороднейшего вещества – мозга, этого седалища души, проводника чувств, мысли и разума. Монтень, цитируя Платона, говорит, что этот философ в своей теории поместил в мозг разум, в сердце – чувство, в почки – вожделение. Этим распределением он, вероятно, хотел отделить понятие о душе от других понятий, дающих в общем виде представление о человеке, как о существе, и потому, отделив от других понятий понятие о разуме, поместил его в мозге.
И Бероде говорит об основах френологии приблизительно почти то же.
Вот его слова:
Философ александрийской школы Галлен установил тот факт, принятый всеми физиологами, что душа царствует в мозгу. Это доказывается наблюдениями и удостоверяется анатомией. Поэтому мысль есть не что иное, как воспринятое мозгом впечатление, сформулированное в том или другом смысле.
Действительно, малейшее повреждение мозга влечет за собой расстройство умственных способностей и делает человека ненормальным или, как мы совершенно верно выражаемся, душебольным. Вот почему природа защитила этот важнейший и благороднейший орган крепкой оболочкой – черепом, формирующимся на мозгу и, несмотря на свою прочность, уступающим воздействию на форму со стороны мягкой массы мозга.
Мозг, как субстанция мышления и разума, признан и учеными новейшей формации. Мы уже упомянули о Платоне, Галлене, Монтене и Бероде. К этим почтенным именам мы могли бы прибавить десятки и сотни других, не менее почтенных, но не находим это необходимым и ограничимся лишь ссылкой на знаменитого анатома Дюфорса, психиатра Фирнера (XVIII в.), Кювье и нашего соотечественника Пирогова, окончательно подтвердивших это мнение.
Таким образом, череп, воспринимающий свои формы от мозга, всегда был предметом особого изучения, и наука эта названа френологией, имеющей специальную цель – открытие через исследования строения черепа того или другого индивидуума качеств, чувств и инстинктов его, сообщенных действием самого мозга.
Еще индийские мудрецы утверждали, что будущее, равно как и прошедшее каждого человека, написано на его черепе, делимом линиями, и что эти линии начертаны самой судьбой человека. И в самом деле, наблюдения и философия разделяют душевные качества на три главные части: разум, чувство и инстинкт. Из них инстинкт – наши страсти; они группируются в боковых и задних частях мозга и удовлетворяют животные потребности. Чувства присутствуют в верхней части мозга, под теменной костью; к ним принадлежат:
- воображение,
- чувство долга,
- нежность,
- сила воли,
- свобода
- и чувство стыда
- и совести.
Разум – высший признак человека присутствует в передней части головы, то есть, во лбу, где сжаты искусство, науки, освещенные лучами мысли, и стремление к познанию. Сообразно этим распределениям френология подразделяет череп на три части и каждой из этих частей приписывает свой мир. Так, чувствам приписывается мир божественный, разуму – мир абстрактный, рассудочный и инстинктам – мир материальный.
Так, если рассматривать голову в профиль, увидим, что в задней ее части у позвоночного столба помещаются инстинкты; мир божественный помещается в верхней части головы, а разум занимает переднюю часть мозга и выразителями своими имеет глаза, нос и рот, предназначенные для восприятия и выражения идей.
- Чувства – божественный мир, выражаются сначала волей, потом благоговением или религией, снисходительностью, совестью, надеждой, стремлением к чудесному и возвышенному, идеальностью, а при слиянии с линией, ограничивающей область инстинкта, – веселостью, самоуважением, осторожностью, здравым смыслом, логичностью.
- Воля составляет высшую инстанцию и, помещаясь в высшей точке черепа, под теменем, управляет всем существом человека. Воля тождественна судьбе. Разница лишь в том, что воля – субъективна, а судьба – объективна.
- Разум – мир абстрактный, выражается главным образом в стремлении объяснить воспринимаемое. Он служит основанием науки и потому выражается в памяти, удерживающей в себе раз воспринятое.
- Инстинкты – мир материальный, представляются страстью, а затем привязанностью и наклонностями.
Само собой разумеется, что основ френологии в этом мире, в отличие от предшествовавших, могут быть как хорошие, так и дурные стороны. Некоторые френологи допускают, что та или другая часть черепа, а, следовательно, и присущие ей субстанции, развивается более остальных под влиянием невещественной силы – электричества, находящего доступ к мозгу через волосы.
Мы не беремся разрешить, насколько справедлив этот взгляд на основы френологии, но позволяем себе высказаться, что это едва ли так. Дело в том, что электричество все-таки, что ни говори, материя и, следовательно, если и может оказать влияние, то лишь на материю же, то есть на мозг, а никак не на субстанцию, вместилищем которой он служит.
Разум не действует, но заставляет действовать. Он не издерживается, как тело. Он только мыслит, и результаты мышления дает для исполнения своим агентам; сам же остается в состоянии цельности, спокойствия, неизменяемости. Скорее, в данном случае можно такое влияние приписать поистине чему-либо невещественному, например, воспитанию, внушению и т. п.
Сделав предварительно общий разбор основ френологии, мы с удовольствием должны обратить внимание читателей на то обстоятельство, что и в этой отрасли гадания положена в основание опять-таки наука, а не что-либо противное природе и нравственности. В самом деле, ничто так легко не может дать понятия о характере и судьбе человека, как череп – эта оболочка органа мышления. &1
С тегами: будущее гадание погадать предсказания тело эзотерика