Свободный от материальных забот, пророк Мухаммад спокойно жил в родном городе, где пользовался дружбой и уважением сограждан – об этом свидетельствует его участие в перенесении Черного Камня на новое место в перестроенный Святой храм (привилегия, из-за которой в Мекке чуть не разразилась гражданская война, потому что каждый притязал на честь исполнять эту обязанность). Пророк ислама Мухаммад мог вести мирную и счастливую жизнь. Но когда ему было уже сорок лет (610г.), в его душе проявилась неодолимая тяга к размышлению, к уединению, к аскезе, какой не ведало идолопоклонство. Он гулял в полном одиночестве, взбирался на окрестные горы или без видимой цели забредал в долины. Иногда он ложился отдыхать в пещерах, под сенью скал. Уединение несколько облегчало его тревогу, по всем признакам похожую на болезнь.
В конце концов, пророк Мухаммад стал надолго удаляться в пещеру на горе Хира, куда ему время от времени приносили еду. В этих отлучках, все более длительных и частых, выражалась его доселе неведомая склонность к созерцательной жизни, к сосредоточенности, к уходу в себя.
Внутренние видения пугали пророка аллаха Мухаммада.
Когда случалось заснуть, перед ним представало некое существо, «большое, как расстояние от земли до неба», и подчиняло его себе. Дыхание его делалось прерывистым, судорожным, тело сотрясалось. А существо нависало над ним, заслоняло горизонт, стремилось к нему, чтобы схватить. Тут пророк Мухаммад просыпался, дрожащий, весь в испарине. Жена пророка Хадиджа, скрывая тревогу, тихонько склонялась к нему и расспрашивала об этом странном недомогании. Мухаммад хранил молчание, уклонялся от вопросов, вставал и бродил в тишине и тревоге.
Прошло несколько месяцев, припадки случались все чаще, пророк Мухаммад был совершенно изнурен.
Но однажды ночью, в последнюю декаду месяца рамадан 610 г., когда он предавался размышлению в пещере Хира, произошло такое же «сотрясение благодати», и нерукотворное, абсолютное слово Божье снизошло в преходящее – в сердце пророка Мухаммада. И в эту ночь, благословенную среди всех ночей, его судьба открылась ему. К нему, пребывающему в состоянии между сном и бодрствованием, приближается таинственное существо – им оказывается не кто иной, как ангел Гавриил, в руках он держит белую ткань с загадочными знаками и велит: «Икра (читай)!» – «Но я не умею читать», – говорит пророк Мухаммад, а ангел продолжает:
«Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» Коран, сура XCVI аят 15.
Пророк аллаха Мухаммад повторяет эти слова и внезапно чувствует себя просвещенным. Таинственное существо исчезает. Он просыпается с уверенностью, что в сердце у него содержится книга мудрости, милосердия, правильного пути для людей, напоминающая о тайнах Бога Единого, Бога Авраама, Моисея, Иисуса. Он выходит из пещеры, останавливается и падает ниц, потом снова пускается блуждать наугад по горам и долам. Напрасно ждет его жена пророка Хадиджа, она в тревоге. Она посылает людей искать его, но только назавтра он возвращается уже к ночи, изнуренный и охваченный ужасом, как никогда. Она принимает его с нежностью, утешает, старается осушить его слезы. Потом жена пророка Мухаммада стелит ему постель, помогает лечь, укрывает плащом по его просьбе, а сама отправляется к родичу, слепому старцу по имени Барака Ибну Навфал, человеку мудрому, сведущему в Писаниях, подателю благих советов. Она рассказывает ему все и спрашивает, что он об этом думает.
Когда она все рассказала, старец воскликнул: «Клянусь Тем, Кто держит душу мою в Своих руках, если ты говоришь правду, Мухаммад и есть долгожданный пророк! Существо, которое он видел, – это ангел Гавриил, которого Бог посылает к Пророкам. Я стану первым, кто уверовал в его миссию». Барака обращается к Мухаммеду: «Это и есть Намус (знак), который получил Моисей; хотел бы я дожить до того времени, когда твой народ изгонит тебя» – «А меня изгонят?» – спросил Пророк Мухаммад. «Да, – ответил Барака. – На всякого человека, несущего то, что есть в тебе, ополчатся; если я еще буду жив в тот день, то приду тебе на помощь, насколько смогу».
Через некоторое время пророк Мухаммед сталкивается с теми же явлениями. Таинственное существо снова приходит и велит ему:
«О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай!» (Священный Коран сура LXXIV аят 13).
Жена пророка Мухаммада Хадиджа утешает и успокаивает его.
Она первая уверовала в его миссию, приняла переданную ему Весть, обратилась. Через несколько дней Барака встретился ему около храма Ка’ба (или Кааба) и ободрил его: «Клянусь Тем, Кто держит душу мою в Своих руках, ты станешь Пророком этого народа! Ты получил от ангела Гавриила то, что ранее получил Моисей. Почему я не молод, чтобы помочь тебе в испытаниях, тебя ожидающих: люди ополчатся на тебя, сочтут тебя самозванцем, безумцем! Будут гнать тебя!» Он взял голову пророка Мухаммада в руки и поцеловал его в лоб от избытка чувств.
Как гласят почти все арабские источники, старец Варака был христианином, хотя и нельзя определить, какого он был исповедания. В Мухаммаде он увидел Пророка, которого ожидали со времен Иисуса, памятуя слова Евангелия от Иоанна о Параклете. Его высказывание соответствует духу времени.
В самом деле, тогда повсюду, особенно в иудео-христианских кругах, говорилось о приходе Мессии, возвещенного Писанием и призванного переделать мир. Варака видит в Мухаммаде возвещенного Пророка.
В течение трех следующих лет Мухаммад проповедует ислам негласно. Сначала в ислам обратились его близкие и друзья: Хадиджа, ‘Али, (ему было тогда лет десять), Зайд ибн-Хариса, Абу Бакр Ибну Аби Кухафа (будущий Ас-Сиддик), ‘Усман Ибну ‘Аффан, ‘Абдар-Рахман Ибну ‘Ауф, Зубайр Ибну Аль-Аввам и др.
После этих трех лет негласной проповеди ислама пророк Мухаммад решает публично проповедовать новое учение, получив следующее откровение:
«Не призывай с Аллахом никакое другое божество, иначе будешь в числе тех, кого покарают. Обрати самых близких в своем клане».
Пророк ислама Мухаммад повиновался и стал открыто, торжественно проповедовать единого Бога. Осуждается многобожие и идолослужение: Один Бог есть Бог! Бог требует, чтобы Ему одному поклонялись и молились. Всякое другое поклонение – не более чем заблуждение и суеверие. Один Бог – Творец, вечный, живой, мудрый и свободный. Он ведет, кого хочет, и сбивает с пути, кого хочет. Порочных, ожидает ад, а добродетельных – рай, ибо есть эта жизнь, мнимая и быстротечная, и жизнь истинная – будущая.
С тегами: ислам книги легенды осознание просветление религия саморазвитие