1-е число месяца шаввал, праздничный день окончания поста, возвещает начало периода большого паломничества мусульман в город Мекку, а заканчивается оно 13-го или 14-го числа последнего лунного месяца (ду алъхиджжа). Паломник может отправиться в Дом Божий в течение этого времени, до 8 го числа ду алъхиджжа.
По учению ислама вся земля представляет собой храм для поклонения. Поклонение регулируется обрядами, посредством которых человек участвует в освящении времени и пространства. Коран учит нас о паломничества мусульман в Мекку: «А у Аллаха – на людях обязательство хаджа к дому, – для тех, кто в состоянии совершить путь к нему» (Коран сура III аят 97). Итак, 1-е шаввала, праздничный день окончания поста, возвещает начало периода большого паломничества, который длится до 12-го или 13-го числа ду алъхиджжа (последнего месяца лунного года).
Этот период включает месяцы паломничества мусульман в Мекку:
шаввал, дулъки’да и первые тринадцать дней месяца ду алъхиджжа (альмавакыт аззаманийа). Если явиться на гору Арафа только к 9-му ду алъхиджжа, паломничество недействительно, и на следующий год его надо возобновить.
Как сообщает мусульманское предание, Ка’аба основана Адамом, и ее местонахождение открылось Аврааму по божественному вдохновению. «Поистине, первый дом, который установлен для людей, – тот, который в Бекке, – благословенным и в руководство для миров! Там – ясные знамения для людей – место Ибрахима (Авраама), и тот, кто вошел в него, безопасен» (Коран, сура III, аят 96-97). «И вот Мы устроили для Ибрахима место дома: “Не придавай Мне в сотоварищи ничего и очисти дом Мой для обходящих его, и стоящих, и кланяющихся с преклонением”» (Коран, сура XXII, аят 26). В самом деле, по этому божественному вдохновению Авраам привел туда свою жену Хаджар (Агарь) и сына Исмаила, чтобы посвятить себя Богу и от всего сердца поклониться Ему, как сообщает Коран: «Господи! Я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву» (Коран, сура XIV аят 37).
Воздвижение оснований Священного дома
Коран сообщает об этом: «И вот, Ибрахим воздвигает основы дома, и Исмаил: “Господи наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине – слышащий, знающий!”» (Коран, сура II аят 127).
Цель паломничества мусульман в Мекку
Как всякий обряд ислама, паломничества мусульман в Мекку с духовной и общинной целью – это способ призвать имя Аллаха, прославить его и вознести ему хвалу. Оно же – конкретизация смысла общины (умма), членом которой состоит каждый мусульманин. Бог говорит об этом: «И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!» (Коран, сура XXII аят 27-28). Паломничество, однако, осуществимо при двух условиях: физической и финансовой возможности.
Первый столп паломничества мусульман в Мекку
Произнеся формулу намерения, человек вступает в состояние освященности (альихрам). Этот обряд знаменует начало всех остальных обрядов, связанных с паломничеством. Он требует других положений и действий, которые не входят в состав столпов (аркан), но если ими пренебречь, потребуется искупительное принесение в жертву животного (альхад’йа).
Прежде чем войти в состояние освященности, паломнику рекомендуется остричь себе ногти, совершить ритуальное омовение тела (джанаба), снять обычную одежду (таджарруд) и одеться в два куска ткани, желательно белой – один накинуть на плечи, другой обернуть вокруг бедер, и обнажить голову (для мужчин). Затем паломник в Мекку творит молитву с двумя коленопреклонениями (рак’а) и только потом произносит формулу намерения совершить паломничество.
Есть три вида освящения:
• Если паломник в Мекку предполагает совершить только большое паломничество (альифрад), он произносит: «На служение Тебе, Господи, для большого паломничества» (Лаббайка аллахумма Хаджжан).
• Если он предполагает соединить малое и большое паломничества мусульман в Мекку (алъмукрин), то он произносит: «На служение Тебе, Господи, для малого и большого паломничества» (Лаббайка аллаху шла Хаджжан ваУмра).
• Если паломник в Мекку предполагает начать свое паломничество с Умра, то он произносит: «На служение Тебе,Господи, для ‘умра» (Лаббайка аллахума ‘умра). 8-гочисла месяца дуль альхиджжа он входит в состояние освященности для паломничества.
При всяком выражении намерения паломник должен произносить формулу призыва, которую преподал Пророк Муххамед: «На служение Тебе, Господи, на служение Тебе. На служение Тебе, о Ты, не имеющий сотоварища! Хвала, благодать и царство – у Тебя. О Ты, не имеющий сотоварища». Желательно произносить эту формулу призыва при различных обстоятельствах паломничества.
Священные места паломничества мусульман в Мекку
Есть определенные географические пределы, которые паломник не должен переступать, не высказав предварительно своего намерения. Это разные места, в зависимости от происхождения паломников и от вида транспорта – морского, воздушного или наземного.
• Первое место: Аль-Джухфа или Рабиг, для людей из Египта, Сирии, Ливана и Магриба. Это место расположено в 240 км от Мекки.
• Второе место: Дульхулайфа или ‘Абар ‘Али, для людей из Медины. Оно расположено в 450 км от Мекки.
• Третье место: Карн аль-Маназил, для людей из Кувейта. Это небольшая гора в долине Арафа, в 94 км к востоку от Мекки.
• Четвертое место: Йаламлам, для паломников из Йемена. Это небольшая гора примерно в 54 км к югу от Мекки.
• Пятое место: Дат’ирк, для людей из Ирака. Оно расположено примерно в 94 км к северо-востоку от Мекки.
Для людей, живущих между этими местами и Меккой, так же как и для жителей Мекки, обряды освящения предписаны в месте их проживания, согласно пророческой традиции, которую сообщает Ибн’Аббас: «Те, кто живет по сю сторону от этих мест, сотворят его там, где обитают. А жители Мекки сотворят его дома». Если паломники желают совершить обряд малого паломничества (умра), будучи в Мекке, они должны подойти к границе освящения (альхилл), расположенной в области Таним, где находится мечеть Аиши, жены Пророка. Предание сообщает: когда Аиша захотела совершить паломничество Умра, Пророк велел брату Абдеррахману повести ее в это место.
По приходе в Мекку паломникам рекомендуется войти в священную ограду через врата мира (Баб Ассалам), чтобы затем совершить семь ритуальных кругов. Не обязательно, но рекомендуется произносить следующий призыв: «Господи! Даруй этому Дому еще больше чести, благородства, величия и благословения. Даруй всем, кто совершает большое или малое паломничество, больше благородства, благословения и большую честь. Господи! Ты – мир, через Тебя же приходит мир, приветствуй нас миром и впусти нас в рай, обитель мира».
При паломничестве в мекку – Ритуальные круги вокруг Каабы бывают трех видов:
• Ритуальные круги прибытия (таваф алькудум). Они не входят в состав столпов паломничества. Но если паломник пренебрегает ими, он обязан сделать ритуальное жертвоприношение животного.
• Ритуальные круги в конце паломничества, то есть после дня Арафы. Этот обряд (таваф алъифада), заключительный обход, – один из столпов паломничества.
• Прощальные ритуальные круги (таваф альвада). Эти круги, всегда семикратные, – всего лишь прощальный жест, обозначающий конец паломнических обрядов и отбытие паломника.
Несколько правил касательно ритуальных обходов Каабы, при паломничестве в мекку
Семь ритуальных кругов начинаются от черного камня (альхаджар альасвад). Паломнику рекомендуется поцеловать его или сделать ему знак рукой. Это означает, с одной стороны, возобновление первоначального договора между Богом и Человеком, а с другой стороны – сохранение традиции Пророка. Паломник совершает три первых круга скорым шагом, а остальные четыре круга – просто шагом.
Чтобы ритуальные круги были действительны, нужны те же условия, что и при молитве относительно намерения и очищения, поскольку пророческая традиция называет таваф молитвой.
По окончании семи ритуальных кругов паломник направляется к стоянке Авраама, чтобы сотворить два комплекса молитв. Эта стоянка представляет собой скалу, на которой пребывали Авраам и сын его Исмаил, чтобы воздвигнуть основания Священного Дома (маквм Ибрахим). Затем паломник направляется к источникам Зам-Зам, чтобы испить этой благословенной воды, произнести пожелания, просьбы и молитвы.
Второй столп паломничества в город Мекку
Хождение между двумя горами, Сафа и Марва
Этот обряд, составляющий один из четырех столпов паломничества мусульман в Мекку
Должен совершиться сразу после семи ритуальных кругов. При этом обряде состояние чистоты не обязательно, а лишь рекомендуется. Хождение тоже состоит из семи хождений, начиная с горы Сафа и кончая горой Марва. Возвращение от Марвы к Мине считается за одно хождение. Коран говорит по этому поводу: «Ас-Сафа и ал-Марва – из примет Аллаха; и кто паломничает к дому или совершает посещение, – нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо… ведь Аллах благодарен, знающ!» (Коран, II, 158). В начале этого обряда рекомендуется следующий призыв: «Бог – величайший. Хвала Богу, изобильные хвалы Богу, да будет Он прославляем утром и вечером. Нет Бога, кроме Него, Единого и Единственного. Он исполнил свое обещание, пришел на помощь рабу своему и победил мятежников».
Каждое ритуальное хождение начинается с горы Ас-Сафа и кончается горой Аль-Марва. Расстояние между двумя горами – около 420 метров. Паломник в Мекку должен ходить туда и обратно без перерыва. Над двумя проходами между двух гор есть два зеленых столба вместо указателя для паломников, проходящих быстрым шагом. Это правило не относится к женщинам.
Символика хождений от Сафы к Марве и обратно
Этот обряд берет начало от блужданий Хаджар взад-вперед между двумя горами в поисках воды для младенца Исмаила. Внезапно вода выбилась из земли у ног Исмаила. С тех пор она не иссякает. Ритуальные хождения должны выполняться сразу после кругов вокруг Ка’абы по прибытии в Мекку или после заключительного таваф (таваф аль-Ифада).
Этот обряд символизирует духовное состояние, когда человек вверяет себя (атаваккул) Богу. Паломник призывается к размышлению над состоянием Хаджар, которая, препоручив себя Богу, была уверена, что получит помощь. Этот обряд напоминает также о значении женщины в исламе. «Символический смысл семикратного хождения предполагает некоторое преобладание женского аспекта в том принципе, который проявляется в отношении к истории Хаджар, в отчаянии мечущейся от Сафы к Марве в поисках воды, чтобы утолить жажду своего сына Исмаила». Ибн’Араби во введении к этому толкованию на тему Сафы и Марвы замечает, что женщины, так же как мужчины, имеют возможность добиться совершенства в осуществлении. И чтобы проиллюстрировать свою тему, он обращается к истории Хаджар. «Это преобладание, в конце концов, сказывается (что важнее всего) в самом построении обряда».
Приготовление ко дню утоления жажды (явм альтарвийа)
В 8й день месяца дульхиджжа, называемый «днем утоления жажды», паломники готовятся направиться в собрание на горе Арафа – это основной столп паломничества, по слову Пророка: «Паломничество – это собрание на Арафе». В этот день, прежде чем направиться к горе Арафа, исполняющие паломничество должны сначала в состоянии освященности пойти к Мине, чтобы сотворить следующие молитвы: духр, ‘аср, магриб, иша и молитву зари (собх) 9го дня месяца дульхиджжа.
Те, кто начал паломничество с умра и потом вернулся к нормальной жизни в ожидании этого дня (явм альтарвийа), должны заново войти в состояние освященности, начиная с места своего пребывания, и тоже отправиться в Мину, прежде чем идти на Арафу в 9-й день дульхиджжа. Пророк сказал об этом дне: «Нет лучшего дня для Бога, чем день Арафы, где Бог нисходит на самое нижнее Небо, чтобы похвалить жителей Земли перед жителями Неба, говоря: Посмотрите на рабов Моих – с непокрытой головой, запыленные, пришли они с утра по самым дальним дорогам в надежде получить Мое Милосердие, хотя они меня не видели, и защититься от Моей кары, хотя они Меня не видели. Беру вас в свидетели, Ангелы Мои, что Я их простил».
Пророк говорит также: «Когда приходит день Арафы, всякий, у кого в сердце пребудет хоть на мельчайшую частицу веры, будет прощен».
Именно в этом благословенном месте, на Арафе, в пятницу 9го числа дульхиджжа второго года хиджры Пророк завершил свое паломничество и произнес прощальную речь (хутбат альвада), попросив своего спутника по имени Раби’а-ибн-Умайа ибнХалаф передать свои решения. Затем Пророк велел Билалу призвать к молитве в Намире (там, где ныне стоит мечеть Намира), в пределах Арафы. Одновременно он сотворил там полуденную молитву и ту, что за ней следует (вер), сокращенно, в два приема вместо четырех, с одним призывом на молитву (адан) и двумя формулами приготовления к молитве (альиквма). Затем он сел на верблюда, чтобы поехать к кибле, и при этом взывал, молился, возносил мольбы и хвалы Богу, пока не стало смеркаться. Тогда он сказал: «Лучшее слово, которое я вам передал, я и Пророки, которые были до меня, это ла илаха илла Аллах – нет божества, кроме Аллаха».
С тегами: ислам книги легенды осознание просветление религия саморазвитие