Трудно не поверить в существование богов, видя статуэтки, раскопанные в поселениях эпохи палеолита. Эти фигурки, в подавляющем большинстве женские, с первого взгляда удивляют своими формами: с огромной грудью и ягодицами, вся фигура, как наглядно показали исследования, вписывается в ромб (голова и ноги уменьшены). Так складывается образ человеческого существа: это средоточие женского начала, женские формы в самом обобщенном виде, воплощение зачатия, беременности, родов, кормления, то есть всего, что относится к продолжению рода.
Здесь, несомненно, выражена тема роста и развития жизни. Вторая, не менее важная, представлена в рисунках, украшающих пещеры; там главный предмет изображений – животные. Мы знаем, сколько разнообразных толкований было дано этим рисункам, но обсуждение их не входит в нашу задачу. Природный, даже натуралистический элемент, особенно половой, присутствует здесь в полной мере, его наглядно демонстрируют парящие вагины на бразильских фресках, стоящие мужские и распростертые женские фигуры на рисунках в Восточной Сахаре. Однако вполне правомерны и другие толкования, более обобщающие; были попытки увидеть в этих многочисленных дополняющих друг друга сценах воображаемый мир, населенный духами.
Так или иначе, можно сделать два вывода. С одной стороны, здесь, в этих разверстых и стоящих фигурах, в полной мере представлено половое начало, его тайны, его нужды, и эта тема проходит через все тысячелетия истории человеческого воображения. С другой стороны, все здесь уже достаточно осмысленно, в пещерных изображениях уже проявилось то «нечто», которое господствует над повседневной жизнью и пронизывает ее, – зрелый творческий разум Homo sapiens, ставшего Homo sapiens sapiens, чей мозг достиг высшей точки развития и с тех пор остается неизменным.
Анализ можно продолжить, чтобы лучше выявить развитие этого творческого начала. Животные тесно связаны с людьми. Вспомним, какие долгие споры велись вокруг культа медведя: считалось, что в эпоху палеолита этого культа не было. Однако существуют ясные и однозначные свидетельства. В одной альпийской пещере существовала своего рода апсида для поклонения большому медведю. Был интересный обряд: вокруг медвежьего черепа набрасывали маленькие камушки; вероятно, бросание камней обеспечивало верующим благодеяния со стороны этого благородного животного. В других палеолитических поселениях обнаружены «жезлы власти», на которых изображен медведь, с одной стороны от него пенис, с другой – вагина; это позволяет заключить, что медведь был символом плодородия. В Регурду (французская провинция Дордонь) обнаружено погребение огромного бурого медведя под грудой тяжелых каменных плит, а вокруг него маленькие человеческие погребения – под защитой животного, покровителя древнейшей человеческой общины.
Это, кстати, позволяет отметить, какое большое значение имели погребения для первобытных людей. Могилы могут отличаться друг от друга, но чаще всего они обложены белыми камнями. Это свидетельствует о вере в потусторонний мир. В некоторых случаях, когда плоть истлевала, кости окрашивались красной охрой, под цвет крови, чтобы вернуть жизнь умершим.
С тегами: книги легенды магия религия саморазвитие эзотерика