Пост был учрежден в месяце ша’бан 2-го года хиджры, то есть примерно в 624 г. по Рождеству Христову. Достаточно подробные предписания есть в Коране, где Бог говорит: «Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! – на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то – (равное) число других дней. А на тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка (один день). Кто же добровольно возьмется за благо, это – лучше для него. А чтобы вы постились, это – лучше для вас, если вы знаете» (II, 183-184).
Предание и фикх впоследствии дополнили и уточнили предписание Корана.
Коран обязывает поститься в течение всего месяца рамадан, 9 го месяца года хиджры.
Именно в этом месяце Пророк Мухаммад получил откровение Корана в первый раз.
«Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, – и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, – может быть, вы будете благодарны!» (Коран, II, 185).
Год хиджры – лунный год, то есть основанный на оборотах Луны вокруг Земли. Каждый месяц лунного года начинается, когда в сумерках появляется молодая луна, то есть каждый 29й или 30й день. Лунный год состоит из 354 дней.
Христианский, или «грегорианский», год основан на оборотах Земли вокруг Солнца и состоит из 365 дней с четвертью.
Вот почему при христианском летосчислении месяц рамадан каждый год начинается на 11 дней раньше, чем в предыдущем году.
Таким образом, начало рамадана определяют следующие два признака:
1. Появление молодой луны накануне 30го ша’бана. Бог говорит в Коране: «кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту» (II, 185).
2. Когда в месяце ша’бан 30 дней, следующий день – 1е число месяца рамадан. Пророк говорит: «Поститесь, увидя его (молодой месяц), прерывайте пост, увидя его, а если он скрыт от вас, заканчивайте месяц ша’бан, отсчитав 30 дней» (Пророческий хадис).
Для подтверждения начала рамадана достаточно свидетельства одного почтенного человека, а для прекращения поста требуется свидетельство двух человек. В каждой мусульманской стране учрежден религиозный совет, чтобы возвещать начало рамадана.
Далее, после 30 дней рамадана, пост заканчивается.
Однако между странами Востока и странами Запада может быть разница в один день – по времени, когда первая четверть луны покажется в каждой из этих стран. Послушаем, что говорит по этому поводу профессор Хамидулла: «Мы знаем, что различные фазы Луны образуются в ходе ее вращения вокруг Земли. Следовательно, может так случиться, что вследствие вращения Земли – ведь она тоже вращается – образование первой четверти Луны придется на дневное время. В таком случае ее нельзя будет увидеть в этот день, и новый месяц начнется на день позже, то есть на следующий день после того, как теоретически показалась первая четверть Луны».
В силу подобных причин месяц рамадан выпадает поочередно на разные времена года и может наступить одновременно зимой в Северном полушарии и летом в Южном, потому что по обе стороны экватора времена года будут противоположными.
Таким образом, Бог, который желает для человека благоприятных условий, пожелал этого круговращения поста по временам, чтобы чередовать их преимущества и трудности.
Что такое пост в рамадан?
Прежде всего, чтобы пост был действителен, следует сначала сформулировать намерение поститься. Это «намерение» очень важно. В нем состоит вся разница между, скажем, постом по предписанию врача в лечебных целях или добровольным постом для отстаивания своих прав (голодовкой) и постом во исполнение велений Божьих, что выражается в сформулированном намерении.
Далее, пост состоит в воздержании от всякой пищи или питья, даже от того, что просто входит в тело (табачного дыма), и от половых сношений с рассвета (примерно за час до восхода) и до захода Солнца.
За пределами этого времени поста можно нормально удовлетворять нормальные, законные нужды и желания.
Пророк советовал совершать обычную трапезу при заходе солнца (ифтар) и легкую трапезу перед рассветом (сахур).
Не только намерение начать пост следует формулировать, но и намерение прекратить пост должно быть выражено. Сообщают, что Посланник Бога говорил в момент прекращения поста: «О Боже, для тебя я постился, в тебя уверовал, и с твоей пищей я прекращаю пост».
Но пост – только одна из сторон рамадана. Он, прежде всего, должен быть месяцем сосредоточения и молитвы, равно как и месяцем самоконтроля и подавления дурных страстей. Это месяц, который должен выдвинуть на первый план духовные ценности, а материальное воздержание всего лишь служит поддержкой этому.
Именно во время поста богач почувствует голод, подобно бедняку, которого он не должен забывать, но должен делить с ним трапезу.
Передают следующие слова Пророка: «Бог, благословен Он, установил пост месяца рамадан, а я определил бдения в нем, ночные молитвы. Всякий, кто постился и творил молитвы искренне и со всей верностью, будет свободен от своих грехов, как в день, когда родился».
Упорядочение ночных бдений – это дополнительная молитва таравих. По Преданию халифа Омара, ее рекомендуется творить сообща в мечети, но можно совершать и дома.
Молитвы таравих творятся сразу после обязательных молитв иша. Они обычно содержат восемь рак ‘а, сгруппированных по две. Передается со слов Аиши (да будет Бог к ней благосклонен), что Пророк ни во время рамадана, ни помимо рамадана не творил более одиннадцати рак ‘а. Название этой молитвы (таравих) происходит от того, что между двумя рак ‘а положено отдыхать.
Во время рамадана каждую ночь читается одна тридцатая часть Корана, и таким образом в ходе молитв прочитывается весь Коран от начала до конца.
Особенности рамадана по Корану
Помимо поста, месяц рамадан отличается от прочих месяцев еще несколькими особенностями.
Прежде всего, это единственный месяц, названный по имени в Коране:
«Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран» (II, 185).
Это месяц, избранный Богом, чтобы почтить Пророка, указав ему начало его миссии в первой суре откровения: «Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил».
Также в этом месяце мусульмане одержали крупные победы: например, в битве при Бадре (17 рамадана 624 г.), в которой Посланник Бога Мухаммад одержал великую и знаменитую победу над войском Мекки. Эта победа изменила ход истории, и Бог упоминает ее в Коране: «и что Бог даровал вам победу при Бадре, хотя вы и были презираемы».
Другой великой победой, одержанной в этот «благословенный месяц», было взятие Мекки в 8 -м году хиджры. И Коран напоминает нам об этой победе:
«Когда пришла помощь Аллаха и победа (в Мекке),
и ты увидел, как люди входят в религию Аллаха толпами,
то восславь хвалой Господа твоего и проси у Него прощения! Поистине, Он – обращающийся!» (СХ).
Достопамятные годовщины празднуются и в другие дни рамадана: рождение Хусайна, внука Пророка, смерть его зятя Али и первой жены Хадиджи.
Поскольку рамадан был тем месяцем, в который «снизошло Откровение, как руководство для людей», не будет ошибкой сказать, что весь этот месяц есть празднование Корана и эти двадцать девять или тридцать дней поста сделались длительным поминовением «нисхождения Книги».
Самая важная дата этого месяца – одна из ночей последней декады, обычно считается, что это ночь с 26го на 27е число – «ночь могущества». Вот посвященная ей сура (XCVII):
«Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества!
А что даст тебе знать, что такое ночь могущества?
Ночь могущества лучше тысячи месяцев.
Нисходят ангелы и дух в нее с дозволения Господа их для всяких повелений.
Она – мир до восхода зари!»
Это «благословенная ночь», ночь великого религиозного рвения, которую набожные мусульмане проводят в мечети с пением коранического текста.
Месяц рамадан оканчивается малым праздником – Аид Аль-Сегир
Или «Аид эль Фитр», праздником окончания поста. Он длится три дня. Первый день праздника начинается общими молитвами в мечети утром, после восхода солнца. Они сопровождаются проповедью, которую произносит имам.
Посланник Бога рекомендовал правоверным в этот день позавтракать, прежде чем идти в мечеть, – ибо после долгого поста это хороший повод устроить более обильные семейные трапезы, пойти в гости к близким, и поздравить их. Это также детский праздник: дети наряжаются в новую одежду, им дарят подарки.
Вся жизнь общества в эти дни окрашена весельем и радостью. Равным образом религиозный долг каждого мусульманина – подумать о бедняках и о продовольственной милостыне (закат), Закат Аль-Фитр, которую следует вносить с 27-го дня рамадана и до молитвы праздника Аид Аль-Фитр.
С тегами: ислам молитва оздоровление осознание просветление религия саморазвитие эзотерика