Однажды я пришел на выступление дзэнского роши (духовного наставника) из Америки. Это был очень почитаемый в его общине учитель, и мы ожидали услышать классическую «дхармическую» речь об учении практики дзэн, однако он рассказал совсем о другом. Он практиковал интенсивную дзэн медитацию в течение тридцати лет, иногда выполняя сешины продолжительностью по несколько недель или даже месяцев, постепенно достиг больших высот в искусстве успокоения ума, отстранения от мыслей и соблюдения множества строгих ритуалов практики дзэн. Когда от него ушла жена, он настолько глубоко погрузился в тоску и уныние, что не помогала даже практика дзэн, – и тогда он принялся за исследование своего прошлого.
Когда он был малышом, его отец и мать работали целыми днями, и ему приходилось проводить много времени в одиночестве. Он с трудом сходился с другими детьми и порой часами сидел в мамином кресле-качалке, устремив взгляд в стену – полностью погруженный в свой внутренний мир. В детстве он научился управлять дыханием, чтобы успокаивать огромную тревогу и чувство одиночества, терзавшие его по ночам. Он рассказал трем сотням слушателей, пришедшим на его лекцию, что его успех в качестве дзэн учителя в значительной мере явился следствием бессознательной перенастройки защитных структур, которые он развил в детстве. К счастью для этого человека, энергия его детских травм нашла конструктивное русло, приведя его на путь практики дзэн. В то же время его практика позволила ему уклониться от проработки некоторых обширных областей своей психики, что, в конечном счете, привело к распаду брака. И помощь, необходимую для проработки этого аспекта своей трансформации, он нашел в психотерапии, а не в медитации.
С тегами: оздоровление осознание просветление семинар сознание эзотерика