Принято считать, что основа, на которой написана православная икона, должна быть крепкой и долговечной. Древние мастера иконописцы придумывали разные технологии изготовления икон, чтобы как можно дольше продлить ей жизнь – на лицевой стороне доски оставляли плоское углубление. Называлось вырезанное углубление на иконе – ковчег. По форме и глубине ковчега можно определить возраст древней иконы. Существуют старинные иконы, которые имеют двойной ковчег. Православная икона, имеющая ковчег – канонична. Ковчег наделен духовным смыслом и символизирует Ковчег Завета, с тем самым местом, где может быть показано Царствие Небесное.
В создании иконы имеют значение размеры доски, соотношение ее длины, ширины с величиной полей. Если они соблюдены и все делается по церковным канонам, то, впечатления от такой работы будут самые приятные. На протяжении многих веков, традиции выполнения на иконах ковчега были утеряны, и спустя время, эти забытые традиции начинают возрождаться, и все больше христианских икон изготавливаются в соответствии с иконописными канонами. В наши дни купить иконы с ковчегом древних иконописцев можно в антикварных галереях или православных интернет магазинах. Это очень редкие произведения древней иконописи, пользующиеся огромным интересом у коллекционеров и почитателей древних святынь.
Причины изготовления на иконах ковчега
Исторических источников, по которым можно было бы узнать причину появления ковчега на иконе, не существует. Можно предположить, что по эстетическим соображениям пространственно углубленная живопись образует как бы, окно в мир изображаемого. По технологическим соображениям, на старинной иконе ковчег спасает ее от деформации, которая происходит с годами и очень портит внешний вид святыни.
Хронология изготовления ковчега на иконах
По особенностям ковчега и полей можно определить время написания древней иконы. В XI—XII веках поля икон были широкие, а ковчег – глубоким. Уже, начиная с XIV века, иконные доски некоторые иконописцы делали без ковчегов. В XIV по XVI веках во внутреннем углублении стали размещать главные изображения иконы с описание сцен жития святых, а на полях помещали тексты, посвященные избранным святым. В XVI веке на христианских иконах ковчег опять делают не глубоким. Начиная с XVIII и до конца двадцатого столетия, иконописцы стали использовать все перечисленные виды обработки титульной стороны православной иконы. Как правило, на это решение влияло желание заказчика.
С тегами: легенды молитва религия христианство