Часто у людей возникает вопрос: как православным ученым, например, докторам медицины, удается совместить свою исследовательскую деятельность с религиозными убеждениями? Действительно, история последних двух тысячелетий очень наглядно иллюстрирует нам весьма непростые отношения церкви и науки. В православной церкви часто говорят о христианских мучениках, которые в первые века после рождества Христова подвергались гонениям преимущественно по политическим причинам, но при этом не очень любят вспоминать о так называемых христианских ученых: Николае Копернике, Галилео Галилее и других, хотя на официальном уровне церковь и признала свои ошибки.
И, несмотря на то, что православная наука утверждает, что подобными вещами замарала себя католическая церковь, не стоит забывать о сожжениях ученых книг на площадях, и о том, что в православной средневековой России научный прогресс тоже вызывал отторжение и принимался с большой натяжкой. К счастью, эти темные времена давно позади, и об этом в полной мере свидетельствует тот факт, что современные православные ученые собираются в различные сообщества, проводящие совместные конференции и круглые столы, во время которых проходит обсуждение актуальных проблем и разработка планов дальнейшей деятельности.
Православная наука о сотворении мира
Если средневековый спор между католической церковью и последователями Коперника о гелиоцентризме (вращении Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как утверждала церковь, ссылаясь на Священное Писание) был разрешен еще в XVIII столетии, и великие умы реабилитированы на официальном уровне, то противоречия, вызываемые диаметрально противоположными взглядами между православной наукой и теорией эволюции, не утихают и по сей день. Как известно, теория эволюции вызывает недовольство не только у православных ученых, но и у педагогов, которые под общим предводительством Русской Православной Церкви совместно требуют исключения этой теории из государственных учебников.
По их мнению, необходимо доносить до детей православную правду о сотворении мира, описанную в книги Бытия Ветхого Завета. Особенно это касается православных школ и школ, в которых в качестве факультатива преподается Закон Божий. По мнению ученых и педагогов, ребенок ощущает явное противоречие, когда ему на одном уроке рассказывают о том, что Бог сотворил человека, а на другом – что человек произошел от обезьяны. Дискуссия продолжается несколько лет, но консенсус до сих пор не найден.
Православная правда как двигатель науки
Однако, представлять христианство, и православие в частности, исключительно с точки зрения тормоза науки, было бы нечестно и субъективно. В качестве аргумента можно привести доказанное положительное влияние церкви на развитие образования и печатного дела на Руси: о православных братствах, на базе которых создавались типографии и братские школы, уже написано огромное количество трудов. Что касается более позднего времени, то и здесь мы можем найти совершенно замечательные примеры православных ученых, внесших свою лепту в развитие самых разных направлений. В частности, православный архиепископ и врач Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), который умудрялся совмещать служение на церковной кафедре и исследовательскую деятельность в области гнойной хирургии, православный ученый – геолог и митрополит Иоанн (Вендланд), профессор с мировым именем в области химической промышленности и одновременно настоятельница монастыря игуменья Серафима (Черная) и многие другие как служители, так и прихожане православной церкви. Приведенный перечень достаточно внушителен, чтобы понять, что православная наука – это не миф, и что православный ученый способен приносить пользу обществу ничуть не меньше, чем светский.
С тегами: молитва обучение религия христианство