Божественное берет душу в плен, чтобы обновить и освятить ее, избавляя от всех давних привычек и от привязанности к прежнему «я». Божественное распутывает и растворяет духовную сущность человека, погружая ее в глубочайшую тьму. Так, наблюдая собственное ничтожество, объятая страданием душа чувствует, как распадается и растворяется в едких соках духовной гибели. Душу словно бы проглотил зверь – как кит Иову, – и она разлагается в его утробе. И ей необходимо перетерпеть это пребывание в темном каземате самой смерти до тех пор, пока не придет желанное духовное воскресение.
Здесь мы видим, что темная ночь души представляет собой урок распознавания на глубочайшем уровне опыта. Подозреваю, что, приходя в этот мир, мы заключаем некий «кош ракт» с Божественным. Этот контракт у каждого свой – в зависимости от кармы и предназначения души, – но так или иначе, давным-давно в ином измерении были приняты некие решения и определена судьба души. Напряженность очистительного процесса часто – хотя и не всегда – зависит от уровня нашей осознанной и даже неосознанной приверженности духовному Пути. Порой люди, стремящиеся к великим духовным высотам, должны претерпеть наиболее глубокое страдание. Когда мы пробуждаем свет внутри себя, этот свет затем фокусируется и направляется внутрь, чтобы осветить все «темное», или подсознательное. Каждый виток спирали роста непременно пронзает новый уровень тьмы – чтобы мы смогли еще лучше познать свой внутренний свет. Кажется, чем больше мы открыты свету, тем острее переживаем моменты закрытости от него.
Я был поражен, осознав, сколь многие духовные учителя и наставники, которых я считаю очень продвинутыми практиками, прошли через тяжелейшие кризисы на Пути – в том числе многомесячные или даже многолетние периоды депрессии, экзистенциального вакуума и тяжелого психоза, когда они полностью утрачивали ощущение смысла и цели. Нередко именно через этот опыт они открывали глубокие истины о нашей общей человеческой природе и учились прорабатывать некоторые психологические и духовные аспекты человеческого опыта.
Лама Палден Дролма, живущий в Америке учитель тибетского буддизма, говорит, что, согласно кармическому закону, практик с очень сильным духовным рвением, желающий максимально служить другим, нередко проходит через суровейший духовный кризис и «темную ночь души» – испытание, призванное подготовить его к служению.
Люди, находящиеся на очень высоком уровне духовного развития, порой входят в ситуации, позволяющие высвободить карму того или иного типа для себя и для всех существ, а также научиться прорабатывать такую карму, чтобы помогать не только себе, но и другим. Согласно учению тибетского буддизма, если в данной жизни пробуждение дается вам легко, то, скорее всего, вам будет сложно подтолкнуть к пробуждению других. Вы не можете понять, через что приходится пройти другим людям, если сами не прошли через то же самое.
Когда Великий Разум Вселенной (каким бы словом мы его ни называли) откликается на глубочайшее стремление нашей души тем, что отнимает у нас нечто, а не дает, – что заставляет нас двигаться дальше? Можем ли мы после этого и впредь верить в Божественное, в себя и в жизнь? Можем ли мы продолжать движение внутрь себя, сохраняя хоть малую крупицу веры в то, что происходящее с нами является частью Пути, а не предательством со стороны Пути? А если нет, то можем ли мы просто терпеть, сохраняя стойкость достаточно долго, чтобы внутренний процесс начал давать свои плоды?
С тегами: осознание просветление саморазвитие сознание эзотерика