Коран для мусульман – слово Божье. Пророк ислама Мухаммад стал его вестником (Расул), чтобы передать его как память (Дхикр) людям, без всякого различия по расам, состоянию или полу. Пророк ислама Мухаммад, в настоящее время объединяющего более миллиарда человек во всех концах земного шара, был, есть и будет светом, вожатым, объектом поклонения для мусульман, вызывающим удивление тех, кто не исповедует ислам. Ему посвящены тысячи работ на всех известных языках мира, написанные мусульманами, свободными мыслителями, иудеями, христианами и другими верующими, принадлежащими ко всем религиям мира.
Из источников о Пророке ислама Мухаммеде явствует его человеческая природа.
Божественный крест, несомый им, не делает из него ни демиурга, ни иерарха – так представляют его и ныне, как вчера, из поколения в поколение и от одного конца земли до другого, народы, принявшие и передающие Весть, носителем которой он был. При жизни Пророк ислама Мухаммед всегда запрещал считать себя сверхъестественным существом, всегда утверждал, что он всего лишь человек, призванный передать божественное откровение, и всегда протестовал, когда ему приписывали способность творить чудеса, наподобие Иисуса или Моисея. Любителем чудес Пророк ислама неизменно советовал поискать их в откровении Божьем, размышлять над чудесными знамениями, ибо творение и есть само по себе первое и величайшее из чудес. Это достаточная причина не упоминать здесь о чудесах Корана, которыми мусульманское благочестие окружает его появление и его апостольство. Будем придерживаться исторических фактов, которые известны нам из следующих источников:
1. Коран, который следует ходу событий в течение двадцати трех лет. Он раскрывает перед нами, в аллюзиях или непосредственно, не только само исламское учение, но и страдания Пророка аллаха, его трудности, радости и те качества, которые требовались от него для успеха его миссии. С величайшей интеллектуальной честностью разработано толкование тех разделов, которые касаются столь необыкновенной жизни Пророка аллаха Мухаммеда. Это толкование старается заполнить пробелы или уточнить исторические детали по поводу того или иного отрывка.
2. Второй источник, которым следует пользоваться с осторожностью, – это Предание. Оно исключительно богато, потому что старается, при строгой внешней критике цепочек преемственности (иснад), донести до нас речи Пророка аллаха Мухаммеда (Хадис) и собранные свидетельства о событиях его жизни и его деяниях. Самые надежные и вместе с тем самые крупные собрания, которые по праву считаются классическими, – это «Сахихаин» («Два подлинных»), одно из них собрал Мухаммад аль-Бухари (умер в 257/870 г.), другое Муслим ибн-Аль-Хаджжадж (умер в 261/875 г.); «Муснад» («Столп, источник сведений»), составитель Ахмад ибн-Ханбал (умер в 241/855 г.); два собрания «Сунна» («Преданий»), одно составил Сулайман ‘Абу Дауд (умер в 275/888 г.), другое Ахмад ан-Наса’и (умер в 309/915 г.), и, наконец, «Шама’ил» («Черты характера, свойства»), составитель Мухаммад аль-Тирмиди (умер в 279/893 г.).
3. Эти два источника сведений, священной книги ислама Коран и Предание, позволили с начала II / VIII в. составлять многочисленные связные хронологические жизнеописания Пророка аллаха Мухаммеда (Сира), из которых самое первое, по-видимому, составил Ибн-Исхак (умер в 152/769 г.), а затем переписал и расширил Ибн-Хишам (умер в 213 или 218 / 828 или 833 г.). Можно упомянуть также жизнеописание, известное под заглавием «Китабаль-Иктифа’», составитель ‘Аль Кала’и (умер в 634/1237 г.) и Сира, называемая «Халабийя», составитель ‘Али ибн-Бурха наль-Халаби (умер в 1044/1634 г.). Также представляют интерес жизнеописание, которое посвятил Пророку аллаха Мухаммеду Абу Бакраль-Байхаки (умер в 458/1066 г.), и то, которое составил ‘Абдер-Рахманаль-Джавзи (умер в 597/1201 г.). В тот же ряд можно поставить длинный перечень трудов восточных и западных авторов, где под разными заглавиями трактуется тот же сюжет. Но это выходило бы за рамки данной статьи, где учитывается только самое главное.
4. Рассказы о военных походах Пророка ислама Мухаммеда (магази) представляют собой интересный документальный источник, если отвлечься от агиографических подробностей. Они доносят до нас исторические факты значительной важности, в большой мере проливающие свет на жизнь Пророка аллаха, на его путеводный гений и на поступки его спутников. Важнейший из этих трудов – очень популярная книга, которую составил Мухаммад аль-Вакиди из Медины (умер в 207/822 г.), известная во многих версиях, по большей части апокрифических. Единственная, насколько нам известно, ныне существующая рукопись хранится в Британском музее в Лондоне, она датирована 465/1073 г.
5. Монографии – жизнеописания, именуемые «Табаквт» («разряды, ярусы»), где методически, по поколениям, классифицируются известные лица, принадлежащие к тому же самому духовному учению, к той же самой корпорации. В этих книгах ислама приводятся очень богатые и разнообразные данные о жизни Пророка аллаха Мухаммеда. Самые значительные труды этого рода – книги «Табаквталь-Кубра», из которых одну составил Мухаммад ибн-С’ад (умер в 230/845 г.), а другую ‘Абдаль-Ваххабаш-Ша’рани (умер в 973/1565 г.).
Еще одна разновидность монографий – городские монографии. Самые значительные из них написали Ахмад аль’Азраки (умер в 219/834 г.), автор истории города Мекки ‘Ахбар Макка и ‘Абдаль-Хамидаль-Аббаси, автор книги «’Умдаталь-Ахбар фи Мадинаталь-Мухтар».
6. Труды по общей истории и труды по родословию: жизнь Пророка ислама Мохаммеда, естественно, интересовала мусульманских историков и специалистов по родословиям. Они доносят до нас все факты, которые могли собрать, и довольно живое изложение происходивших событий, исходя из их хронологической последовательности и, ни в коей мере, не руководствуясь (исключение составляют, может быть, только Табари и Ибн-Халдун) какой-либо философией истории. В основе их данных редко лежит использование архивных материалов, хотя это и бывает. Главный их источник – устное предание, свидетельства, которые проходят у них серьезную критику в отношении цепочек преемственности. Несмотря на все рвение, они никогда не упускали из виду те требования, которые задает исторический материал, даже когда эти требования могли показаться тягостными.
Среди них в первую очередь должен быть упомянут, бесспорно, Мухаммад ибн-Джарир-Ат-Табари (умер в 310/921 г.). Его общая история «Та’рихар-Расул Валь-Мулук» много раз переиздавалась на Востоке и на Западе и частично переведена на разные языки.
Историки доносят до нас драгоценные сведения о жизни Пророка аллаха Мухаммада.
Здесь необходимо упомянуть таких авторов, как Ахмад аль-Баладури (умер в 279/893 г.), которому мы обязаны превосходной книгой «Родословие знати» («Ансаабаль-Ахраф»), к несчастью, не законченной; ‘Алиаль-Мас’уди (умер в 345/956 г.), автор книг «Муруджаддабаб («Золотые луга») и «Танбих («Увещевание»); Ахмад ас-Са’алиби (умер в 427/1035 г.), чьи «Рассказы о Пророках» («Кисасаль’Анбийа’») превосходят рассказы Мухаммада аль-Киса’и (не путать с тезкой, знаменитым филологом из Куфы), чей патроним и время жизни (V/XI в.) еще остаются спорными.
Особо должны быть упомянуты «’Аль Камил фи Та’рих» («Совершенный по истории») и «’Усудаль-Габа» («Лесные львы»), автор их – ‘Иззад-Дин ‘Али ибн-Аль ‘Атх’ир (умер в 630/1234 г.); «Мухтасар фи Та’л рихаль-Башар («Краткая история человечества»), автор – Исма’ил ‘Абуль-Фида’ (умер в 732/1331 г.), он же написал прекрасную Сира Пророка, впервые изданную в Европе, с латинским переводом, в Оксфорде в 1722 г. (издатель Джоз Ганье). Наконец, ‘Абдар-Рахман ибн-Халдун (умер в 808/1406 г.) написал общую историю под названием «Китабаль’Ибар («Книга о поучительных событиях»).
7. Другие библиографические источники, в частности о спутниках Пророка ислама Мухаммада, опосредованно освещают задний план сцены, последовательность событий, факты и деяния значительных лиц, окружавших, кто ближе, кто дальше, могучую личность Мухаммада. Из этих источников следует назвать биографический словарь («Аль Исти’аб фи ма’рифатиль’Ашаб») бывшего лиссабонского кади по имени Йусуф ибн’АбдальБарр из Кордовы (умер в 463/1070 г.) и «Исчерпывающее краткое руководство» («Аль Исаба фи Тамйизас-Сахаба»), автор – Ахмад ибн-Хаджар (умер в 852/1449 г.).
Конечно, следовало бы упомянуть еще много трудов. Я сознательно не стал перечислять очень ценимые сегодня в мусульманских странах жизнеописания, которые заслуженные историки и писатели современности (Хайкал, Таха Хуссаин, Аль’Акквд, ‘Абдаль-Баки, Сурур, Аль-Хадри, Тантави и др.) посвятили Пророку аллаха на земле, его женам или спутникам. Прежде всего, я хотел бы сосредоточить ваше внимание на основных источниках. В настоящее время стала популярной обширная литература, разумеется, вдохновенная верой, по защите Пророка Мухаммада от христианских и восточных нападок. По этой тематике в первую очередь должна быть упомянута доктор Аиша Бинташшати; ее столь же эрудированные, сколь написанные живым языком труды о матери Пророка Мухаммада, о женах Пророка ислама, о дочерях Пророка аллаха и т. д. изданы в разное время в Бейруте издательством «Дараль-Китабаль’-Араби».
После этого краткого обзора источников по жизнеописанию Пророка приступим к рассказу о важнейших этапах жизни того, о котором поэт Ал-Бусири мог сказать: «Все, что о нем знают, – это что он принадлежит к роду людскому и остается лучшим из всех творений Божьих».
С тегами: ислам книги легенды осознание просветление религия саморазвитие