Не ищи одного только сверхсознательного состояния, обретаемого в медитации, когда ты ощущаешь отстраненность от всего на свете. Пусть даже это совершенно реальное состояние, которое однажды составит основу всего твоего существования, какие бы испытания ни несла тебе жизнь. Хотя у тебя есть полное право стремиться к этому состоянию, ты никогда его не достигнешь, если будешь отвергать сам способ его проявления. А это сверхсознательное состояние проявляется через шакти – почти ужасающую жизненную силу, поддерживающую твое существование.
Представьте себе всеобъемлющую психологию, охватывающую наш самый широкий духовный потенциал и в то же время обращающуюся к самым сложным и тонким блокам в психике. Психологию, способную проникнуть в ум со всеми его травмами, слабостями и слепыми пятнами и одновременно помогающую нам постичь саму природу ума и тайны нашей инкарнации. А теперь представьте себе духовное учение, которое не отрицает и не старается преждевременно преодолеть ни одну частичку нашего бытия, – духовное учение, открывающее нам окно на самые широкие мистические ландшафты и в то же время обеспечивающее возможность увидеть темные, скрытые и неоднозначные лабиринты психики с полной ясностью и глубоким состраданием. Некоторые люди приближаются к этой возможности через формальную психотерапию, другие – через различные формы внутреннего и межличностного исследования. Такая интеграция требует острой способности к распознаванию психологического аспекта нашего опыта.
Пионеры, как в области психологии, так и в области духовности в последние десятилетия уже начали проработку этих задач, и все же я полагаю, что психология будущего – всеобъемлющая духовная психология, принимающая во внимание всю сложность психики западного человека и роль тела в интеграционной трансформации – пока еще находится в процессе становления. Она будет развиваться через работу непрестанно растущей группы преданных своему делу и обладающих высочайшей способностью к распознаванию духовных практиков, которые понимают и практикуют психодуховную трансформацию в теле, а также развивают теории и методы, позволяющие передавать техники такой трансформации другим людям.
В 1992 году Джеймс Хиллман и Майкл Вентура опубликовали весьма важную книгу под названием «Психотерапия есть уже сто лет, а миру становится все хуже». Они обоснованно утверждают, что психотерапия – в современном понимании этого термина – не владеет адекватными средствами для борьбы со многими типичными психическими проблемами современного западного человека, а также пренебрегает сложными реалиями и потребностями внешнего мира (социум и политика). Я считаю, что критические замечания Хиллмана и Вентуры точны и справедливы, но они не принимают во внимание, что западной психотерапии всего-то сотня с небольшим лет. Это очень короткий период для эволюции новой научной дисциплины, тем более, если мы говорим о психологии, чья задача состоит в том, чтобы исследовать и исцелять психику западного человека в соответствии с требованиями нашего стремительно изменяющегося мира.
Абхидхарма, или буддистская психология, а также психологические учения йоги и суфизма развивались на протяжении тысяч лет. Истинно западная психология пока что находится на начальной стадии своего развития, и для того, чтобы ее потенциал реализовался в полной мере, потребуется увлеченная работа многих умных людей, понимающих важность интегрированной в тело психодуховной трансформации.
В этой статье я предлагаю свое видение союза между психологией и духовностью – видение, подразумевающее возможность интеграции всех уровней человеческого опыта. Я говорю о новой психологии, которая полностью слита с духовной мудростью и не отрицает никаких аспектов человеческого опыта. Чтобы практиковать эту новую психологию, требуется желание развить в себе отточенную способность к распознаванию и готовность развивать эту способность в течение всей жизни по мере того, как мы проходим через все новые стадии духовного развития и интеграции.
С тегами: оздоровление осознание просветление саморазвитие сознание эзотерика