Из «Жития Преподобного Иринарха»: «…быстьво граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нём же вселился демон, мечти творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жён и детей их, рассеивая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушали его и к нему стекалися из году в год и творили ему почесть».
Повелел Иринарх Ростовский этот камень богомерзкий скинуть в яму, чтоб не поклонялись ему язычники. Выкопал тогда дьякон Ануфрий большую яму и столкнул туда камень. И была дьякону за это «ненависть и речи неподобные», а демон навёл на него лихорадку, да такую, что сил не было терпеть её. Изнемогал дьякон от болезни той. Явился тут Иринарх в Никитский монастырь, помолился у гроба Никиты Переславского и призвал Ануфрия, целовал его и дал ему четверть хлеба и благословил его, сказав: «От этой еды будь здоров». И с этого часа дьякон выздоровел.
А камень, свергнутый через годы, снова на поверхность вышел. Слава о нём ещё крепче стала. Со всех сторон стекались люди смотреть на него, да «отай» (тайно) творили ему почести.
Решили тогда церковные власти заложить камень под фундамент строящейся Духовской церкви (1788). Дело зимой было, погрузили валун на сани и повезли по льду озера. Да лёд не выдержал тяжести, треснул, камень на дно ушёл. Только через несколько десятилетий снова на берегу он оказался, но уж близ Александровой горы. Люди-то признали его, точно тот, что в Борисоглебской слободе был раньше. С тех пор камень так и лежит на том берегу.
Русалки и Синий камень
Около Синего камня в лунную ночь появляются русалки. Видели точно, как три русалки плескались на поверхности воды, и пенье их слышно было – унылый высокий звук доносился с озера.
А в другой раз видели, как играли они. Луна-то тогда светила ярче обычного, вот они и прыгали-ныряли через лунную дорожку.
Ещё говорят, будто русалки на берег выходят, и где пробегутся, там трава растёт гуще да зеленее.
С тегами: истории из жизни легенды эзотерика