Дэва, пребывающие в плену собственных страстей и их последствий, составляют только один из шести классов существ сансары, а именно проклятых, алчущих духов (прета), животных, людей, титанов (асура) и, наконец, божеств (дэва). Титаны и боги составляют две высшие сферы, называемые миром форм и миром неформ, или же принадлежат, как и люди, к чувственному миру. Даже будучи избавлены на короткое время от самых грубых проявлений страдания, они все же несовершенны и, если не прилагают усилий, чтобы достичь освобождения, неизбежно впадают в менее благоприятные рождения, вплоть до того, что попадают в ады, если в качестве богов растратили капитал положительных карм, не позаботившись их приумножить. Риск этого реален, поскольку недостаток стимулов усыпляет, уют и блаженство ослепляют и ставят под угрозу духовный путь – так происходит с избалованными детьми, которые по нашей вине могут стать жертвами слабости и эгоцентризма. Соответственно мы считаем состояние дэва временно привилегированным, но при этом,безусловно, опасным, поскольку оно отвращает от главного: работы над собой и внимания к другим. В общем и целом, оно менее завидно, чем рождение в человеческом облике, которое скорее побуждает взять себя в руки и преодолеть слабости, отринув множество иллюзий (хотя сколь редки люди, которым дано понять это…).
Таким образом, дэва обязаны своим положением предыдущим усилиям, то есть благим кармам, которые они сами совершили в предыдущих рождениях, соблюдая этические нормы, будучи щедрыми, терпеливыми, охотно творящими добро, совершенствуя сосредоточенность и мудрость. Они накопили такой потенциал, что могут иногда сохранять верный курс, несмотря на размягчающую легкость своего божественного существования. Многие дэва, таким образом, суть упасака, «верующие миряне», скрупулезно соблюдающие пять основополагающих этических обетов. Брахма и его окружение славятся своей чистотой, а Сурья, бог солнца, так же как и его супруга, говорят, и по сей день, как и 2600 лет назад, привержены учению Будды и его последователей.
В связи с этим следует подчеркнуть, что столь часто повторяемые имена Брахмы, Сурьи, Индры и многих других суть нечто вроде титулов, присваиваемых божествам, занимающим в настоящее время то или иное высокое положение в божественной иерархии. Во главе дэва всегда стоит некий Брахма, некий Сурья и т.п., но не обязательно данную функцию исполняет один и тот же индивидуум. Согласно буддизму, все мы в прошлом не раз были богами, а возможно, и самим Брахмой. Если затем мы были низвергнуты обратно в низшие сферы, как оно, очевидно, и произошло, то потому лишь, что почили на лаврах и не служили добру так, как следовало.
С тегами: легенды религия саморазвитие семья сознание эзотерика