Ведийские гимны Ригведы настолько древни, что, как показывает один из первых комментариев, «Нирукта» (этимология), приписываемая Якше, уже в VI в. до н. э. первоначальное значение многих архаических слов забылось. Среди гимнов есть восхваления богов, олицетворяющих природные и космические силы, но есть и метафизические вопрошения:
- Кто воистину знает, кто здесь провозгласит,
- Откуда родилось, откуда это творение?
- Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
- Так кто же знает, откуда он возник?
- Откуда это творение возникло,
- Было ли оно создано или же нет –
- Кто надзирает за этим (миром) на высшем небе,
- Только он знает или же не знает.
(«Ригведа», X. 129, 6-7. Пер. Т.Я. Елизаренковой.)
Но в центре ведийского культа стоит жертвоприношение. Поскольку культ домашнего очага был общим для всех индоевропейских культур, домашнее жертвоприношение под водительством главы семьи должно было существовать с эпохи индоевропейского единства. Здесь, однако, речь идет о грандиозных жертвоприношениях, совершаемых по приказу племенных вождей. Боги снисходили на места жертвоприношений и разделяли с жертвователями подношения и напитки, даруя в обмен свою благосклонность. Во время церемоний поклоняющиеся пили напиток под названием сома и испытывали божественные видения и ощущение мощи, приближавшее их к богам.
Так, в гимнах Ригведе часто упоминается «таинственная сущность», называемая Брахманом.
Часто она знаменует тайную силу, пробуждаемую произнесением мантры, священного заклинания, но иногда имеет более широко значение, нечто вроде «духовного электричества». Тот, кто обладал доступом к Брахману, назывался брахманом, обладателем Брахмана. Исследовались ведийские слова и слоги, знаки алфавита отождествлялись с божествами и, подобно поэтическим размерам, приравнивались к ним. Особо священными считались некоторые слоги, в частности, т.н. пранава, слог AUM, первозвук, который, как считается, содержит суть вед, проникновенный символ абсолюта – Брахмана.
В поздних ведийских гимнах Ригведы мы встречаем еще одну категорию святых
Муни (или молчальников), отличающихся от брахманов. Опьяненные собственным безмолвием, они поднимаются в воздух вместе с ветрами, пересекая дорогу птицам и небесным существам. Муни знает потаенные мысли других людей, ибо он «испил из чаши Рудры», что было бы смертельно для простого смертного. Другие аскеты, упоминаемые в «Атхарваведе», зовутся вратьями. Это жрецы культов плодородия, не считавшихся ведийскими. Практика аскезы распространялась все шире. С помощью психических способностей, развитых посредством физических упражнений, аскет проникал в самые сокровенные тайны. Он понимал истинную природу Вселенной, постигал область за пределами понятий добра и зла и одновременно осознавал, что достиг полной свободы. Знания, обретенные самыми правоверными среди этих мистических мудрецов, были классифицированы и упорядочены в качестве брахман и упанишад, «подступов» к корпусу ведийских гимнов. Прочие, отклоняющиеся от основного потока и даже критические по отношению к нему, размышления легли в основу неортодоксальных религиозных систем, таких, как джайнизм и буддизм.
Слушать на видео Ведийские гимны Ригведы
С тегами: легенды оздоровление осознание просветление религия саморазвитие сознание эзотерика