Пришедшие на Русь в Х веке религиозные православные праздники практически сразу же стали обрастать местными особенностями, пропитываться национальным колоритом. Это абсолютно нормально и повсеместно ‑ православное христианство разных стран, имея общие истоки и догматику, тем не менее, может значительно отличаться обрядовыми особенностями. Одним из таких явлений стали три августовских праздника в честь Господа Иисуса Христа, идущих один за другим и как-бы связывающие собой Успенский пост (14-28 августа). Это три так называемых Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый; в народе их часто называют просто: первый, второй и третий Спасы.
Хоть не все из них относятся по своей сути к великим православным праздникам, ‑ они, тем не менее, собирают в храмах огромное количество молящихся. Церковное название Медового Спаса (14 августа) ‑ Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. По народным приметам, в этот день пчелы переставали носить мед, и его наконец-то можно было употреблять в пищу. Благочестивая традиция предполагала освящение нового урожая меда в церкви, отсюда и пошло название Медовый.
Русский православный праздник Медовый Спас называли еще Спасом на водах, так как в этот день во всех храмах происходили крестные ходы на водоемы с последующим освящением воды и погружением.
Православный праздник Яблочный Спас
Полное название великого православного праздника Яблочный Спас ‑ Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа). Этот русский православный праздник ‑ единственный из трех Спасов, относящихся к двунадесятым. В этот день верующие вспоминают событие, описанное в Евангелии. Чтобы поддержать веру у своих учеников-апостолов, которые должны были скоро увидеть Его страдающим и умершим, Христос решил показаться им в Своей божественной славе. Взяв с Собой троих из них ‑ Иакова, Иоанна и Петра ‑ Спаситель пошел помолиться на гору Фавор. Там ученики, утомленные долгой молитвой, уснули, а когда пробудились, то увидели своего Учителя преображенным: лицо Его сияло ярче солнца, а одежды стали белыми, как снег. Тут же светлое облако окутало их, и апостолы услышали глас Господа, возвещающий «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, на Нем Мое благоволение, Его слушайте».
На великий православный праздник Яблочный Спас в церковь несут яблоки, виноград, груши. По благочестивой православной традиции до Яблочного Спаса фрукты и овощи (кроме огурцов) нового урожая есть не принято.
Русский православный праздник Ореховый Спас
Третьим Спасом, Ореховым, принято называть религиозный православный праздник Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Согласно христианскому устному преданию, в I веке в сирийском городе Эдесса жил богач по имени Авгарь, страдавший проказой. Услышав о чудесах Христа, он уверовал всем сердцем, и послал к Нему своего слугу-живописца с письмом, в котором просил разрешения запечатлеть образ Господа, а также исцеления. Как ни старался художник, но Божественный лик Иисуса перенести на холст не смог. Тогда Спаситель приложил ткань к Своему Лицу, и на ней осталось его нерукотворное изображение. В 944 году, перед угрозой нашествия турок, Божественный образ был перенесен из Эдессы в Константинополь, и именно это событие отмечается во время русского православного праздника Ореховый Спас. В этот день принято освящать молодой урожай орехов, а также впервые печь хлеб из пшеницы нового урожая.
Православный религиозный праздник Ореховый Спас называют еще Холщовым, поскольку он связан с тканью (в этот день было принято проводить ярмарки, на которых торговали полотном).
С тегами: молитва религия христианство