31 октября 1517 года выступая в Виттенберге, Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов против индульгенций. «Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ». Лютер указывал, что освобождение от вечных мук согрешившему, может быть даровано без папской грамоты, ибо истинно раскаявшимся Иисус прощает все грехи. Лютер пояснял, что «папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава». Истинное достояние церкви не сокровищница сверхблагах дел, из которой могут черпать только богатые, а Священное Евангелие славы и благодати Божьей. Протестанты требовали отменить атонию – покупку и продажу духовных званий и должностей. Отвергая многие постулаты католической церкви, Лютер руководствовался библейским принципом: «Праведник верою жив будет». Суть лютеровского учения сводилась к тому, что посредничество церкви между Богом и верующим необязательно, что возможна и желательна непосредственная связь человека с Богом. Спасение даруется человеку благодаря вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Паства не отделяется от пастыря – священство распространяется на всех верующих. Лютеранское богослужение состоит из проповеди, совместных молитв и пения псалмов. Из таинств, признаются только крещение и причастие. Лютеране отвергают культ Богородицы, догмат о чистилище, монашество, иконы, крестное знамение, священные облачения. Они не признают над собой верховенство папы римского. 31 октября отмечается лютеранами как большой праздник.
Лондон, 1534 год. Английский парламент объявляет главою церкви короля Генриха VIII. Разрыв с Римом возвещает о рождении новой христианской конфессии – англиканства. Англиканское вероучение нередко именуют учением среднего пути, оно являют собой золотую середину между римским католицизмом-спасающая ста церкви – и континентальным протестантизмом – спасение личной верой. В англиканской церкви отсутствуют посты, отменен институт целибата, из богослужения изъяты иконы и образа. Богослужение ведется на английском языке. Основы англиканского вероучения изложены в «Книге общих молитв».
Женева, 1536 год. Жан Кальвин публикует «Наставление в христианской вере». В то время как Лютер отдает предпочтение Евангелию, основу кальвинистского вероучения составляет Ветхий завет. Доминанта кальвинизма – учение о предопределении, согласно которому люди во исполнение божественной воли делятся на избранных и осужденных. Ни верой, ни добрыми делами человек не волен изменить собственную судьбу: избранные определены к спасению, отверженные – к вечным мукам. В утешение отверженным может служить разве что то обстоятельство, что первым, кто пострадал за людские грехи, был Иисус Христос.
1592 год. Государственной религией Шотландии признается пресвитерианство (греч. presbyteros – старейший). Пресвитериане – умеренные пуритане. Во главе церковной общины – пресвитер, избираемый общим голосованием. Общины объединяются в союзы. Пресвитерианская служба состоит из общей молитвы, проповеди пресвитера и пения псалмов. Литургия отменена, Символ веры, и Отче наш не читаются. Праздниками признаются выходные дни.
В начале XVII века заявляют о себе баптисты (греч. b a p t i z о – окунаю, крещу водой). Отвергнув институт таинств, баптисты рассматривают крещение и причащение как обряды, лишенные мистического смысла. Притом крестят только взрослых. «Никто не вправе выбирать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно», – основной постулат баптистов и евангельских христиан. Баптистское богослужение состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Наибольшего распространения баптизм достиг в США.
С тегами: истории из жизни легенды любовь религия сознание христианство