Главная >> Саморазвитие >> Обучение >> Возможности новой психологии

Возможности новой психологии

Идея о возможности новой психологии не нова, хотя она пока и не получила должного развития. С самого зарождения западной психологии существовали провидцы, обладающие всеобъемлющим интегральным видением потенциала человеческой психики. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, которого ныне активно критикуют за слабые места в его теории и личные недостатки, говорил: «Я хочу вверить (психоанализ) представителям пока еще не существующей профессии – в руки светским служителям душ, которые не обязательно должны быть врачами и не должны быть священниками».

Юнг был одаренным мистиком, посвятившим свою жизнь отважному и безжалостному исследованию психики – как собственной, так и многочисленных пациентов, – и он высказал мысль, что психология останется неполной и психика не может быть правильно понята до тех пор, пока она не стремится понять духовные возможности.

Роберто Ассаджиоливии – итальянский психиатр, основатель психосинтеза, подчеркивал, что психотерапия должна не только работать с психическими паталогиями, но также стимулировать духовное пробуждение и целенаправленно решать проблемы, которые несет такое пробуждение, включая духовную гордыню, раздутие эго или обострение чувствительности в отношении наших глубочайших фундаментальных травм (психотерапия должна помочь нам принять и переварить этот опыт).

Вильгельм Райх, подчеркивая важность связи между умом и телом в ходе психологической трансформации, оформил эту свою идею в виде концепции «телесных доспехов».

Абрахам Маслоу ввел в современную психологию понятие пиковые переживания и предположил, что помимо первых трех направлений психологии – которые он сам определил как бихевиористическое, психоаналитическое и гуманистическое – должно существовать еще четвертое, трансперсональное направление, сосредоточенное на самореализации.

На Востоке в дополнение к уже существующим йогической, буддистской и суфийской психологии святой-революционер Шри Ауробиндо в XX веке предложил интегральную йогу, цель которой состоит во «внутреннем саморазвитии, посредством которого каждый человек может со временем обнаружить Единое «Я» во всем сущем и перерасти свое ментальное сознание, развив в себе духовное и суперментальное сознание, которое трансформирует и обожествит человеческую природу». Труды Ауробиндо оказали очень большое влияние на мышление многих трансперсональных психологов Запада.

В наше время существует целый ряд молодых направлений, работающих над созданием новой психологии, – включая трансперсональную психологию, интегральную психологию и недвойственную психологию, – а также множество независимых школ, работающих над психодуховной трансформацией. Все они признают, что человеческое развитие осуществляется вдоль «спектра сознания» с безграничным потенциалом. Все эти направления сходятся и в том, что всеобъемлющая психология должна вести человека к целостности и психодуховной интеграции, а не просто «выправлять» людей, чтобы они соответствовали принятым в обществе нормам душевного здоровья, которые очень и очень ограничены в своих представлениях о человеческих способностях.

Хотя трансперсональная психология является сравнительно новой дисциплиной – формально моментом ее зарождения можно считать публикацию первого номера «Журнала по трансперсональной психологии» в 1969 году или основание «Ассоциации транперсональных психологов» в 1971, однако корнями она уходит в древнее мистическое знание многих культур и традиций. Трансперсональные психологи пытаются объединить вечную мудрость с современной западной психологией и перевести духовные законы на язык современной науки. Транперсональная психология обращается к полному спектру психодуховного развития человека – от самых глубоких травм, потребностей и экзистенциальных кризисов личности до трансцендентных способностей нашего сознания.

Существует целый ряд выдающихся теоретиков и практиков в этой области: Станислав Гроф, разработавший практику холотропного дыхания и совместно с Кристиной Гроф сформировавший «Сеть неотложной духовной помощи» (Spiritual Emergence Network – SEN); Роджер Уолш, являющийся пионером в области трансперсональной психиатрии и опубликовавший совместно с Франциской Воэн целый ряд революционных работ о психодуховной интеграции;  который создал теорию спиральной динамики; Хамид Али, известный также под именем А.Х. Алмаас, основатель Школы алмазного сердца (DiamondHeart School).

Философ Кен Уилбер опубликовал сотни работ, оказавших огромное влияние на развитие трансперсональной психологии, и создал целое направление интегральных исследований, включающею в себя такое ответвление, как интегральная психология, чья задача «признать и объять все возможные аспекты человеческого сознания». В некоторых высших школах, включая Калифорнийский институт интегральных исследований и Институт трансперсональной психологии, созданы специальные программы для обучения этому подходу. Все больше университетов по всему миру предлагают своим студентам курс трансперсональной психологии.

Описывает трансперсональную теорию как «проект, подразумевающий всестороннее переосмысление каждого из этих подходов в терминах другого подхода». Трансперсональные психологи занимаются созданием всеобъемлющей психологии, охватывающей полный спектр человеческого опыта – от психотического до трансцендентного. В числе возможностей практического применения трансперсональной психологии – включение трансперсонального контекста в психотерапевтическую практику, а также интеграция психологии с этикой, экологией, концепциями социальной справедливости, вопросами равенства полов и принципами построения общества в целом.Независимо от того, какие ярлыки мы навесим на эти новые методологии или в рамках каких дисциплин станем их рассматривать, представляется совершенно очевидным, что ныне зарождается новая отрасль науки – недвойственная психология. Такая психология рассматривает динамику человеческого ума в контексте недвойственного опыта, что полностью изменяет наши представления об уме, и смещает фокус терапевтической работы с попыток «исправить» те или иные «нарушения» в психике человека на процесс интеграции и бесконечного самораскрытия. Психология ума трансформируется в психологию истины. Я думаю, что современная психология достигнет своего пика, когда сольется с духовностью и станет учить нас тому, как открыться навстречу жизни в целом и обрести с ней единство.

Тут важно отметить: при объединении психологии и духовности ключевым моментом является недвойственность, или трансперсональность. Недвойственность – это та основа, из которой происходит любая психология. В индуистской философии Шива олицетворяет мужское бесформенное начало, из которого происходит женское начало Шакти, или проявленный мир. Майкл Уошбёрн объясняет:

Хотя трансперсональная теория нацелена на подлинный синтез духовного и психологического взглядов на человека, она отдает теоретический приоритет именно духовной точке зрения. Трансперсональная теория исходит из предположения, что человеческое развитие, в конечном счете, нацелено на духовную реализацию, а, следовательно, человеческую природу можно должным образом понять только с духовных позиций. Иными словами, трансперсональная теория гласит, что духовность… должна лежать в основе комплексного понимания человеческой души.

Когда в 1920-е годы Свами Праджнянпад только начал работу с европейскими учениками, он осознал, что душа западного человека включает в себя ряд элементов, которые невозможно проработать при помощи одной лишь недвойственной духовности, поэтому он ознакомился с учением Фрейда и разработал для своих учеников особую психотерапию. Он поместил психоаналитическую теорию Фрейда в контекст недвойственности и стал учить своих последователей, что они должны научиться «обретать единство» с любым опытом независимо от его природы; и это единство обретается не путем выхода за пределы своей души или возвышения над ней, но посредством обращения к каждому элементу опыта с намерением объединиться с ним. Именно с помощью отчетливого распознавания явлений своего опыта и единения со всем увиденным мы обретаем недвойственное осознание.

Жиль Фарсе, учитель из линии Свами Праджнянпада, поясняет, что, когда Свами работал с людьми на духовном уровне, он занимался непосредственно их отношениями с близкими людьми, друзьями, деньгами, любовью. Любую ситуацию нужно было проработать: «объединиться» с опытом, в полной мере его усвоить и ясно осознать, что он собой представляет. Хотя сам Свами, как аскет, лично и не был вовлечен в мир денег, близких взаимоотношений, он глубоко вникал в работу своих учеников во всех этих сферах, пытаясь помочь им освободиться от своих невротических реакций на них. Он верил, что человек не может освободиться от того, чего не познал, – чтобы, от чего-либо, освободиться, нужно пережить бхогу, целенаправленный, полный и осознанный опыт данного аспекта жизни. «Мы пытаемся освободиться еще до того, как в достаточной степени осознаем свое рабство», – объясняет Арно Дежарден.

Один из аспектов недвойственной психологии состоит в том, что это психология полного приятия. Свами Праджнянпад учил своих учеников «принимать все что есть, как есть, здесь и сейчас, без суждений». Именно способность принимать – быть полностью «единым» с чем-то – привносит в этот процесс трансформации некий элемент алхимии и отличает его от дуалистических подходов. Руми говорит, что в тот самый миг, когда мы примем свои беды, перед нами откроется дверь…

В этом подходе присутствует также элемент служения и социальной ответственности, который выливается в очевидный следующий шаг – «обязательство любви», вырастающее из состояний всеобъемлющего духовного понимания. Современные духовные учения все больше внимания уделяют процессу духовного созревания, который подразумевает не только саморазвитие, но также ту или иную форму включенности в дела окружающего мира.

Люди осуществляют служение и проявляют социальную ответственность по-разному. Некоторые занимаются какой-либо общественной деятельностью, другие воспитывают своих детей так, чтобы те ощущали: мир искренне любит и поддерживает их. Одни люди посвящают свою жизнь молитве и аскезе, тогда как другие приносят пользу миру тем, что честно и увлеченно управляют бизнесом, учат детей в школе… Жизнь человека превращается в служение – в чем бы это ни проявлялось, – и он ощущает внутреннюю потребность понять, каким образом он может принести наибольшую пользу. Взгляды и наработки новаторов трансперсонального, интегрального и недвойственного психологических течений представляют собой эволюционное направление развития западной психологии. &1


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *