Иконография «Страшного Суда» тесно переплетается с византийским искусством 11-12 века. Классический вариант образуется из многих изображений, которые группируются по трем основным категориям: воскрешение мертвых, процесс суда праведных и грешных, возрождение нового мира. Русские иконописцы четко различали границы между изображениями Страшного Суда и Апокалипсиса. Икона Страшный Суд является обособленным изображением от Апокалипсиса. Эти иконы имели богослужебное значение, это было отмечено в рукописях о православной церкви так называемыми «Чиновниках Успенского Собора»
Православная икона Страшный суд
Самая важная отличительная особенность русской иконы от всех других, в том что она не только показывает картину Страшного Суда, но и образует единый цикл служению богу, включая Страстную Седмицу. Первоначально человек движется вверх — путем покаяния и судного дня. Сразу после этого спускаются вниз, достигнув пика высоты — в Воскресении Христовом. Движение наверх — путь человека к Господу Через покаяние. Движение вниз – наоборот Бог спускается к людям. Общим местом встречи человека и Господа является Пасха — день Воскресения Христова.
Икона Страшный Суд – между Раем и Адом
Внизу иконы Страшного Суда находятся изображения объединяющие участь праведников и грешников. По правую руку Христа изображаются блаженные сюжеты — дорога праведников к вратам рая, лик богоматери, находящейся около ангелов в райском палисаднике. А по левую руку от Христа — происходят жуткие сцены подземелья, на которых изображены черти и грешники в огненных муках. Здесь также находится сатана с образом Иуды на его коленях. Эти два фрагмента разделяются либо огненной рекой, либо змеем мытарств. Очень часто противоположность рая и ада подчеркивали симметрично нарисованными сценами друг напротив друга. Икона Страшного Суда была очень распространена в русской иконописи. На Руси она присутствует начиная с 12 века в Николо-Дворищенском соборе, в Георгиевском соборе на Старой Ладоге.
С тегами: легенды молитва просветление религия христианство