Главная >> Истории из жизни >> Легенды и притчи >> Художник Иван Николаевич Крамской

Художник Иван Николаевич Крамской

Глубоко правдивым, умным и волевым человеком с богатым внутренним миром предстает перед нами художник Иван Николаевич Крамской в автопортрете 1867 года. Этот автопортрет интересен не только блестящей передачей внешних и внутренних качеств художника, но и своей острой социальной характеристикой, подчеркивающей принадлежность Крамского к современной ему разночинной интеллигенции.

Иван Николаевич Крамской был выдающейся личностью своего времени. Многогранно одаренный, широко образованный, он являлся одним из крупнейших живописцев и художественных критиков второй половины XIX  века.

Художник Иван Николаевич Крамской придавал огромное общественное значение деятельности

В одном из своих писем он отмечал: «Ведь художник, есть критик общественных явлений; какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии, антипатии и, главное, та неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого художник   ничто»

Беззаветная преданность искусству, обширные теоретические знания, передовые демократические взгляды в соединении с неисчерпаемой энергией,   организаторским и педагогическим талантом снискали Крамскому горячую любовь и уважение товарищей, сделали его идейным вождем Товарищества передвижных художественных   выставок.

Возникшее в начале 1870 года Товарищество соединило в себе лучшие художественные силы России, поднявшие знамя борьбы за передовое идейное реалистическое искусство, призванное отображать важнейшие социальные и моральные проблемы современности. Передвижники развернули широкую популяризацию искусства  среди   народа.

Расцвет творчества Крамского совпал с периодом стремительного подъема русской реалистической живописи 1870-1880-х годов. Отвечая требованиям эпохи, Крамской боролся за народность, высокую идейность, национальное своеобразие русского искусства, постоянно проявляя усиленный интерес к психологии человека,   к его глубоким внутренним переживаниям.

Эти ценнейшие стороны его дарования ярко проявились в портретной живописи художника Крамского.

Портреты Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. И. Шишкина, А. Д. Литовченко вошли в золотой фонд русского искусства. В них, как и в других своих произведениях, Крамской утверждал богатство и   ценность человеческой  личности.

Выполненный им портрет Л. Н. Толстого – одно из лучших воплощений в живописи облика великого писателя. Портрет поражает своей необычной глубиной и реалистической силой раскрытия многогранной личности Толстого, охарактеризованной не с помощью внешних признаков, а путем показа напряженной внутренней жизни замечательного мыслителя и гуманиста. Ком-позиция портрета очень проста и строга. Сосредоточенный, ушедший внутрь взгляд писателя полон глубокой мысли и философской мудрости.

Смотреть на видео про художника И. Н. Крамского

Не менее впечатляющ портрет – картина Крамского «Некрасов в период «Последних песен». Противопоставляя в картине физическую слабость больного Некрасова его моральной стойкости, художник тем самым раскрыл основные черты характера поэта-гражданина-несгибаемое мужество и бесстрашие борца-революционера, беззаветную преданность в служении народу

Очень часто для более подробной характеристики человека, художник Иван Николаевич Крамской изображает его в привычной, повседневной обстановке, вводит в портрет элемент жанра.

Среди горячо любимой им природы изображен известный русский пейзажист И. И. Шишкин. Картина, наполненная солнцем и воздухом, передает ощущение радости бытия, красоту летней природы, ее неразрывную связь с человеком.

К портретам-картинам относится и «Неизвестная», пользующаяся неизменной популярностью в народе. В образе богатой красавицы, внешне холодной и надменной, художник раскрыл сложную внутреннюю жизнь, полную тревоги  и  противоречий.

Среди множества портретных работ художника Ивана Николаевича Крамского портреты крестьян.

Представителей угнетенного класса («Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой», «Сидящий крестьянин»), написанные с большой теплотой и симпатией, занимают видное место.

Наиболее интересен из них «Полесовщик». Это типичный образ русского крестьянина, наделенного недюжинным природным умом, свободолюбивым сильным характером, прирожденным чувством собственного достоинства. Это очень цельный социально-заостренный образ русского крестьянина, непокоренного и не сломленного гнетом, готового силой отстаивать свои человеческие права.

Большая психологическая глубина и напряженный драматизм присущи, и женскому образу, в известной картине Крамского «Неутешное горе». С захватывающей силой проникновения в душевные переживания человека художник передает страдания несчастной матери, потерявшей ребенка. Все в картине, говорит об огромном человеческом горе – и неподвижно застывшая фигура женщины в черном, и немое отчаяние в ее заплаканных глазах, и скорбный жест руки, судорожно прижимающей платок к губам. Окружающая женщину обстановка заключает в себе рассказ о постигшей ее тяжелой жизненной драме.

Тонкость в передаче душевного состояния присуща и таким сюжетным полотнам Крамского как «Лунная ночь» и «Русалки». Они полны поэтического очарования и  тихой грусти.

Крамской с его беззаветной преданностью искусству, которому он придавал большое общественное и воспитательное значение, с его блестящим талантом публициста и педагога, внес ценнейший вклад в развитие русского реалистического искусства.

Смотреть на видео картины портреты русского художника И. Н. Крамского


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *