Загробная жизнь

Итак, мир этого первоначального политеизма – сложный мир, где соседствуют сверхъестественные существа, живые создания и мертвецы, которые выступают как спутники или двойники людей. Можно пойти дальше. Начиная с XVI века, священнослужители и антропологи собрали обильную жатву записей и рассказов, о, так называемых, «примитивных» обществах Южной Америки. Отмечены сложившиеся метафизические воззрения о двойном строении мира: люди видят зримую сторону, а настоящий мир открывает свое настоящее лицо только посвященным. Пещера Платона состоит в прямом родстве с пещерами первобытных людей, где боги «складывают на хранение» мертвых, чтобы воскресить их, когда пожелают, и возвратить в круговорот жизни. Десана (большое племя в Бразилии) считают, что Солнце, творец мира, удалилось в Акспикондиа, рай, находящийся под землей, и выслало то солнце, которое мы сегодня видим, в качестве своего вечного представителя. Небо вершит свою власть через Солнцетворца: дает свет, жар, защиту и, прежде всего, плодородие. Существует стена, пласт, который отделяет природный мир от Акспикондиа. Этот слой не дает его увидеть: люди, живущие в этом мире, не видят Акспикондиа. Это защитная скорлупа… если снять этот слой, обнажится Зазеркалье, и все станет прозрачным. Вот они, почти платоновские воззрения о двух уровнях мира, между которыми существуют каналы общения и постоянного напряжения.

В мире мертвых та же двойственность. В Бразилии есть поверье о ягуаре, царе зверей, по имени Ваимаксе. Он складывает мертвых на хранение в преисподней, но может и выпустить, чтобы возвратить им жизнь. В этом, помимо прочего, состоит смысл бракосочетания молодых девственниц с ягуарами – их отдают хищникам для плотского соединения, которое оборачивается смертью.

Мышление первобытных людей достаточно тонко и включает в себя общий взгляд на Вселенную. У них уже есть особые посредники, самые важные из которых играют роль жрецов – почти так, как нынешние шаманы у индейцев и у сибирских народов. В палеолите они могут принимать самые странные и сложные обличья: взять, например, колдуна (скорее это колдун, чем бог) из пещеры трех братьев (Арьеж), который, судя по всему, повелевает звериными тропами.

Еще один вопрос: присутствуют ли дети в палеолитическом святилище? Это предмет спора, и есть вероятность, что отпечатки ступней подростков в глине оставлены не ранее XIX века. Тем не менее, во всех «примитивных» обществах существует инициация, и можно думать, что пещеры были первоначально (и, возможно, в первую очередь) местом обучения молодежи и поклонения всемогущим духам Природы. Кроме того, вмогилах эпохи халколита (медного века) в Атласских горах (Марокко) обнаружены черепа с серьезными увечьями, например с вырванными зубами, что говорит в пользу предположения об обрядах инициации.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *