Среди многочисленных образцов иконографических православных шедевров особой популярностью пользуются святые иконы в драгоценных окладах. Обычай украшать святые образа дорогими окладами является многовековой традицией. Особо почитаемые, чудотворные иконы на Руси облачали в золотые и серебряные ризы, украшенные жемчугом, драгоценными камнями. Оклад или риза – это накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную поверхность, кроме лика и рук. Оклады происходят от древних рельефных икон, полностью выполненных из драгоценных металлов. Первоначально оклады использовались на мелких резных, а позже, на больших храмовых иконах. Известными из самых древних, являются оклады на иконе XII века святых апостолов Петра и Павла, Спасе Златая Риза, а также на чудотворной иконе Божьей Матери – Одигитрия.
Украшение православных икон дорогими окладами имеет символическое значение. Золотой оклад на иконе святого символизирует Божественную благодать, а серебряный – святость и духовную чистоту. Изумруды, самоцветы, яхонты олицетворяют многочисленные благодетели, а живописные орнаменты – райские сады. В наши дни огромное количество иконных мастерских и церковных лавок, православных интернет магазинов возрождают древнюю традицию украшать святые иконы золотом и драгоценными материалами. Можно купить и заказать изготовление иконы в драгоценном окладе, как для домашнего иконостаса, так и для храмовой иконы.
Зачем нужен золотой оклад на православной иконе
Основными техниками, используемыми в золотых окладах на иконе, являются: объемная чеканка и скань, литье, расписная эмаль, золочение, чернь, басма – штамповка и много других. До XVI века для золочения святых икон использовали сусальное золото. На окладах самых древних русских православных иконах золото имеет зеленоватый оттенок. Такого вида золочение можно видеть на иконах XII века вплоть до XV века. В наши дни используют и позолоту на полимент – коричневую краску, состоящую из охры и мумии. Эта техника придает золоту глубокий сильный тон и хороший блеск.
Часто в золотых окладах на православной иконе сверху живописного слоя накладывали мазки из сусального золота. Эти штрихи применялись на складках одежд, крыльях ангелов, столах, престолах и назывались ассистом. Очень популярна была техника, которую использовали в XI—XII веках – орнаментальная роспись по золоту или цвечение золота. Роспись делалась зеленой, красной и коричневой краской с последующим соскабливанием краски до поверхности позолоты. Широко использовалось и цвечение черной краской.
С тегами: легенды молитва просветление религия христианство
На некоторых иконах есть тайные знаки. С целью их сокрытия придумали оклад